Хочу поговорить на тему непосредственного Обучения закупочной деятельности.
«С аттестатом какого университета Вы возьмете сотрудника в отдел снабжения?», — задал я вопросы 15 руководителям служб снабжения крупных компаний. Что думаете я услышал? Стандартный набор крупных учебных заведений, а также ОЧЕНЬ важная ремарка: «с опытом работы». По сути, все равно кто будет этот человек: технарь, экономист, управленец, главное — ОПЫТ. Но как его получить, если Вы хотите строить свою карьеру в области закупок?
Где брать информацию о том, что делать в первый день в качестве сотрудника отдела снабжения? Знакомиться с поставщиками, учить наизусть номенклатуру, планировать закупки, читать договора, звонить производственникам? Я столкнулся с этой проблемой во время работы в крупной металлургический компании, хватался за все и сразу, проводил дни и ночи на работе, не получил от руководства вразумительного ответа, и постигал методом проб и ошибок.
Предлагаю свое видение этого процесса без углубления.
Если кому интересно, как эти этапы настроить, подготовить, описать и заставить функционировать, пишите нам.
Итак, случилось чудо и Вас без опыта работы приняли в отдел снабжения. Я акцентирую внимание на полном отсутствии опыта работы, и не исключаю, что информация может быть полезна и тем, кто уже имеет опыт и даже работает:
1) Узнать у руководителя свою Должностную инструкцию. Что Вы закупаете, какую роль выполняете и какие Ваши функции, обязанности и KPI.
2) Постараться найти и изучить Регламент закупок — обычно это документ, который детально описывает все процессы и взаимодействие. Большинство этапов должны быть сняты после прочтения. Если Регламента (Положения, Инструкции) нет, то выступать с инициативой создать такой документ. И создавайте.
3) Почитайте как можно больше о том, что планируете закупать, получите максимум информации.
4) Поднимите действующие договора, изучите условия работы с поставщиками.
5) Съездите на производственную площадку, обратитесь в отдел сбыта, в магазины, к тем, кто потребляет (продают, используют в производстве), то, что Вы закупаете.
6) Разберитесь в планировании, объемах поставок и периодах закупок.
7) Определите кто подает объемы для закупок: Вы или потребитель (другое Ваше подразделение).
8) Начинайте более часто читать www.supplychains.ru и задавать вопросы, обсуждать реальные бизнес-кейсы и ситуации, которые возникают.
Я считаю, что эти несложные 8 шагов позволят вам комфортнее войти в процесс закупок, начать свой карьерный путь и определиться, хотите и готовы ли Вы этим заниматься.
Безусловно, что это ДАЛЕКО не всё. Я бы назвал это обязательным набором действий. Конечно, возникнут проблемы с поставками, не сможете договориться о ценах, неправильно спланируете, сырье и товары нужны будут «вчера!» — это все уже более специфичные вопросы, которые в двух словах не объяснить. Далее в рубрике Обучение мы затронем и эти темы, для более детальных комментариев, ждём ваших писем..