Аудит поставщиков — формальность или необходимость

В текущем мире глобализации, открытых рынков и развитой инфраструктуры, все больше компаний стараются размещать производства там, где дешевле рабочая сила, и поставлять сырье оттуда, где оно дешевле. Зачастую «там где дешевле» — за десятки тысяч километров от своих рынков и центрального офиса. Что делать в этой ситуации, чтобы не получить одежду не той модели, сырье не того качества или оборудование с другими характеристиками?

20130515-130641.jpg

При работе с «дальними» поставщиками, помимо рисков, связанных с длительным временем поставки, возможными потерями груза в дороге, возникают риски по количеству и качеству продукции, экологии и условиям, в которых трудятся работники (рабский труд, детский труд, финансирование банд-формирований и др.). Как бороться с этими рисками, которые помимо потери прибыли от некачественной, не в срок поставленной продукции могут привезти к финансовым потерям, но еще и повлиять значительно на имидж, репутацию и восприятие в глазах потребителей? Ответ на этот вопрос есть — проводить Аудит Поставщиков.

Как показывает практика, система аудита поставщиков в основной своей массе направлена на контроль производственного процесса и качества готовой продукции. В этой связи, например в России, в различных компаниях проведением аудита поставщиков занимаются: технический отдел, отдел качества, отдел персонала, отдел по экологии, при этом не всегда принимают участие представители Supply Chain организации, а ведь это им будет необходимо обеспечить закупку и движение материалов от поставщика к потребителю и быть ответственными за качественно, в нужном количестве и в срок. Именно представители Supply Chain, в конечном счете, в совокупности факторов, должны определить насколько им подходит новый поставщик или как поставщик, уже с историей поставок, соблюдает все требования заказчика и развивается для удовлетворения потребностей договоров.
При этом, стоит отметить, что подобные аудиты, как правило проводятся один раз в два или три года, иногда и реже — в момент первого знакомства и квалификации поставщика. В большинстве своем носят формальный характер поездки и знакомства, и при этом далеко не всегда воспринимаются обеими сторонами как позитивный процесс, направленный на укрепление отношений. Если говорить про Россию, то думаю, что едва наберется 15-20 компаний, которые ответственно заявят, что знают досконально все этапы своей Supply Chain и она для них полностью прозрачна. И это проблема, в том числе и для нас с Вами, как потребителям.

Существует множество методов и подходов к аудиту поставщика, в каждом случае необходимо выбирать под конкретную задачу, но все эти шаги:
— не должны быть формальными, проводится один-два раза в два три года, и ограничиваться одной единственной поездкой
— должны включать полную постоянную коммуникацию поставщика и клиента. В самых совершенных Supply Chain коммуникация начинается даже с выбора поставщика: поставщика материалов для поставщика комплектующих, которого поставщик комплектующих согласовывает со своим клиентом — производителем оборудования или машин!
Вспомните,сколько анонсов отзывов автомобилей Вы каждый раз видите в СМИ. Это чаще всего бывает результатом недостаточного контроля производственного процесса поставщика.
— должны обеспечивать постоянный контроль клиента над процессом, даже на расстоянии десятков тысяч километров, от производства до потребления Вы должны знать где и в каком состоянии Ваш заказ, какого он качества, и с уверенностью готовится принять его для дальнейших действий.

Резюмируя вышесказанное, еще раз хочу отметить, что аудит поставщиков важен. Проводить его, если до этого не проводили, жизненно необходимо для вашего бизнеса и уверенности в завтрашнем дне.
Главное — не относится к аудиту поставщиков формально, ограничиться только единственной поездкой. Налаживайте постоянную коммуникацию, применяет информационные технологии для взаимодействия с поставщиками, ведь от этого зависит успех вашего дела.

Аудит поставщика — безусловно не единственная мера, которая позволит снять все риски, уберечься от провалов при работе с поставщиками. В то же время это большой шаг к повышению эффективности своей деятельности и уменьшению рисков при работе со своими поставщиками и подрядчиками.