Procurement против Purchasing: Как закупать эффективнее

Возвращаясь к вопросу терминологии и все еще редкого упоминания Supply Chain в разрезе закупок в русскоговорящей части мира, предлагаю использовать иностранные термины как более понятные (кто их не знает, заодно выучит, и они пригодятся в жизни).

20130603-143627.jpg

В терминологии Supply Chain присутствуют слова, обозначающие процесс закупки. На русском языке перевод этих слов — ЗАКУПКА, на английском, значительные отличия:
Purchasing – переводится как покупка. Т.е. это непосредственное действие по выбору поставщика, оперативная закупка для удовлетворения текущей потребности. Часто применяется в описании деятельности закупочных подразделений (Purchasing department, Purchasing activity, Purchasing prices).
Procurement (sourcing) – понятие в системе Supply Chain, которое более широко охватывает процесс работы с поставщиком или подрядчиком. Стратегия, комплекс действий, которые выбирает компания при осуществлении обеспечения своих магазинов или производственной площадки — называют Procurement или Sourcing.

20130603-144137.jpg

Как становится понятно, Purchasing — очень простой процесс, процесс с которым каждый из нас сталкивается каждый день на работе: есть потребность, нужно выбрать и купить. И здесь углубляться в особенности процесса можно с точки зрения повышения эффективности проведения переговоров, встреч, анализа рынка и т.д.

Говоря же о Procurement, то учитывая, что в среднем процесс Supply Chain оценивается как 55% себестоимости единицы продукции, то выделяют следующие возможности снижения этой цифры:
1) Работаем с меньшим числом поставщиков
Многие из Вас еще во время обучения в школе слышали Закон Парето или принцип 20/80, который гласит: «20% усилий дают 80% результата», и в Supply Chain это правило, как нигде, работает. Может не 20/80, а 30/70, но принцип понятен: Необходимо стремиться к оптимуму. Найти (я уверен, что вы найдете) при закупке такое распределение поставщиков/материалов которые они поставляют, чтобы оптимизировать количество поставщиков с которыми работает Ваша компания. А с этим меньшим количеством можете продолжить работу по снижению цен, в т.ч. оптимизирую их внутренние процессы, как например NHS. Удорожание, которое Вы получите при перераспределении с минимальных цен на оптимальное количество поставщиков (если получите), обернется экономией Ваших трудозатрат, повышением исполнения поставок и качества. Т.е. в долгосрочной перспективе выиграете.

2) Покупать эффективнее
С простого «дешево-дорого», предлагаю переходить к оценке совокупной стоимости владения, комплексного подхода к оценке поставщиков, возможно бальными методами (проверяйте, чтобы балы и вес были объективными). Не всегда низкая цена залог успеха, и если еще не столкнулись с этим на своем опыте, то воспользуйтесь этим уроком, чтобы и не столкнуться.

3) Будьте лучшим покупателем
Этот пункт идеализирован иностранными школами, и он гласит: будьте в постоянной коммуникации с поставщиком, сообщайте поставщику обо всех изменениях потребностей и обяжите поставщике сообщать об изменении рецептуры производства товаров, ведь в конечно счете эксперименты по снижению своей себестоимости, Вы можете получить очень неприятным способом – информацией от своих клиентов. Таким образом Ваш поставщик, может повлиять на Ваших клиентов негативно, без Вашего ведома! Предлагайте поставщику загрузку производства, чтобы получать скидки, и чтобы он инвестировал в производство и т.п.

Эти три первых шага позволят повысить эффективность закупочной деятельности Вашей организации. Есть более детальные подходы, если интересно пишите.

По своему опыту, на примере РФ и СНГ хотел бы отметить, что если мы все и стремимся к европейским и американским практикам, то все равно вырабатываем свои. Конечно, в идеальном мире хорошо заниматься только Procurement, но реальность такова, что если Вы не умеете правильно и эффективно заниматься Purchasing, по простому «закупать», то у Вас не получится эффективного Procurement. Ведь если Вы для себя решили повысить уровень работы с поставщиками, поставщики могут быть к этому не готовы, они должны подготовить и своих поставщиков к такой задаче. И вся Цепь поставок (Supply chain) должна быть готова жить по новым правилам. Такое, к сожалению, будет не скоро, а пока нельзя «надеть розовые очки» и применять иностранные практики в чистом виде. С Вас Руководители сразу же спросят – почему растет себестоимость? И им будет все равно, что Вы хотите применить международные практики, ведь эффекта «в моменте» нет.

Мы должны уметь эффективно закупать, комбинировать Win-Lose c Win-Win, у нас как всегда свой путь, своя стратегия, и оттого становится еще интересней, что нельзя зеркально, на 100%, использовать все иностранные практики на нашем менталитете РФ и СНГ.

Резюмируя, хочу отметить, что нельзя отмести процесс Purchasing, а нужно привнести в него элементы Procurement, и тогда на синергии этих процессов, вы получите эффективную Цепь Поставок, которая будет опорой Вашему бизнесу.

В этой статье мы постарались раскрыть два слова, которые в переводе на русский — значат одно и тоже, в понимании иностранцев взаимоисключают друг друга, но в то же время, по крайней мере у нас, невозможно их отделить друг от друга сиюминутно. Будем вместе над этим работать и у нас все получится!

Если у Вас есть чем поделиться по этой теме, будем рады написать про Ваш опыт работы, а может Вам удалось уйти от Purchasing? Или вы занимаетесь только Purchasing, и не видите смысла в Procurement? Ждем Ваших комментариев.

2 comments