Избёнка: Качественно, Дорого, Нет в наличии…

Продолжая обсуждения в рубрике, где предлагаем улучшения для компаний, окружающих нас, хочу остановиться на фирме под названием «Избёнка».

20130713-214117.jpg

Думаю, что в Москве многие уже слышали, пробовали и являются приверженцами молочных продуктов и вкусных соков и морсов, которые продаются в небольших лоточках в разных частях города под яркой вывеской Избёнка. Для тех, кто не слышал, скажу своими словами: Избёнка — производитель вкусной и качественной молочной продукции, а с недавнего времени еще соков и морсов. Уровень цены на продукцию — высокий, качество — высокое, уровень обслуживания — средний, работа цепи поставок или Supply Chain Management не на очень высоком уровне, и это может быть проблемой компании.

Мне неизвестна стратегия распределения готовой продукции по лоткам, раскиданным по различным частям Москвы, но сам сталкиваюсь со следующим: приходя за покупками в лоток Избёнки, часто слышу:

«Морса клюквенного нет. Мы отправили остатки два дня назад, еще не привезли. Когда привезут — не знаем, нам не говорят…»

Полагаю, что такая проблема есть не только у производителя Избёнка, но и у других компаний.

На этом примере предлагаю читателям обсудить возможность улучшения отклика цепи поставок Избёнка и подобных небольших компаний на требования клиента, дефицит товара на полках лотков — это может быть интересным бизнес-кейсом.

В нашей задаче есть следующие условия

Дано:
— Статистика продаж за N-ое количество месяцев (лоток Избёнка в данном месте находится около года, потому относить отсутствие товара на полке к начальному этапу развития, думаю, не стоит)
— Остатки продукции на конец текущего дня, выгружаемые в систему Избёнка (отправляемые по почте или переданные вручную)
— Запасы на главном складе

Задача:
— Как минимизировать количество отсутствующих продуктов на полках лотков, чтобы максимальное количество клиентов, а именно 100 из 100 получили то, за чем пришли?

Следуя правилам системы Supply Chain Management, эффективнее было бы построить работу так:

1) Обязательно и аккуратно собирать ВСЮ ЕЖЕДНЕВНУЮ статистику продаж КАЖДОГО лотка. Тем более, Избёнка, в отличие от других небольших компаний, использует штрих-коды, которые можно было бы настроить на передачу информации по остаткам на главный или промежуточный склад. Современные информационные системы это позволяют.

2) Сделать обязательным выгрузки остатков продукции в общую систему Избёнка в конце дня, для понимания уровня запасов на складе.

3) Если вся продукция по Москве доставляется с одного единственного склада, то разбить территорию на участки и подумать (посчитать эффективность в т.ч. с точки зрения логистики и совокупной стоимости) над созданием промежуточных складов самых оборачиваемых товаров.

4) Рассчитать уровень удовлетворенности покупателя, с точки зрения того, сколько человек из 100 клиентов получают то, что хотят, и стремиться повысить планку до 100%, выставить это в качестве KPI руководителям лотков (они это далее уже продавцам и т.д.).

5) Оптимизировать логистику, возможно выделить лотки, куда следует заезжать два раза в день, исходя из их Location (расположения).

Мы не можем оценить, сколько Избёнка теряет в день из-за работы своей цепи поставок таким образом, что продуктов не бывает, когда за ними приходят клиенты, но практика показывает, что рентабельность может быть значительно улучшена, если применять системные подходы, унифицировать места и собирать статистические данные. Производитель будет иметь хотя бы 80% вероятность необходимости содержания на складе того или иного продукта для определенного лотка в определенный период времени.

Да, это не простая работа, и этой статьей

мы не пытаемся критиковать Избёнку, наоборот, предлагаем им быть лучше, чтобы сделать лучше нашу жизнь!

Подобная проблема, повторю, присуща не только Избёнке, но многим мелким компаниям, не говоря про ИП, от которых то и слышишь:

«Не завезли, когда привезут не знаем»

Это системная проблема, решение которой позволит сделать эффективнее нашу жизнь, нашу экономику, нашу страну — это и является одной из миссий supplychains.ru.

Думаю, что эта статья не должна оставить равнодушными тех, кто занимается ритейлом, розничным бизнесом, производством, и мы с удовольствием выслушаем Ваши комментарии, идеи, предложения и решения этого бизнес-кейса. Чтобы в следующий раз, когда Вы пойдете за морсом, сметаной или творогом в Избёнку не услышать: «У нас этого нет, когда будет — не знаем»!

Ждем Ваши комментарии, а ссылку на эту статью мы также направим Избёнке!

4 comments

  1. Art

    Видимо, было попадание в эти самые 6% дефицита! Но морса не было, и мы описали этот кейс. Приятно читать про такие российские компании! Спасибо, что читаете нас.

  2. На самом деле проблема с дефицитом — действительно, была, — регулярное отсутствие ходовых товаров по вечерам раздражало многих наших покупателей. Но в конце прошлого года мы нашли способ не списывать продукцию с заканчивающимся сроком годности — мы её теперь дарим покупателям к обоюдной радости — после Нового года даже красную икру массово дарили. 😉 В результате мы теперь можем поддерживать более высокий уровень удовлетворения спроса остатками и дефицит — существенно уменьшился. 😉

  3. Art

    Логистика возвратов — это конечно отдельная тема, о которой мы писали ранее. Порой, возможно, в вашем случае, вернуть и утилизировать сильно дороже, чем подарить!!! Кстати, не практикуете отвозить такие продукты бездомным/детским домам?

  4. Если у позиции срок годности три дня, то в первый — мы её привозим, на второй — пытаемся всё-таки продать, а в третий — уже можем только подарить человеку, который пришёл на торговую точку, с предупреждением, чтобы он съел её в этот же день!.. Если мы повезём её ещё куда-то, то приедет она уже после окончания срока годности… 🙁
    А то, что логистика возвратов отдельная тема — полностью согласен.