Закупки, Производство и Сбыт: Лебедь, Рак и Щука

Ли Якокка: Им следовало чуть ли не спать в одной постели. А они даже не позволяли себе пофлиртовать друг с другом!

Эффективная Supply Chain (Цепь поставок) может быть выстроена, если каждый этап от получения заявки клиента до поставки сырья добавляет ценность продукции. Причем ценность не только с точки зрения подразделения (например: по самой дешевой цене), а с точки зрения всей Компании (по самой низкой цене, самого лучшего качества, в нужном объеме и вовремя). И так по каждому процессу.

20131007-062952.jpgДля опытных людей из сферы управления цепями поставок уже давно не секрет, что в Компании, желающей получать максимальную прибыль, не копить остатки и удовлетворять потребности клиентов, все должно строиться по Pull системе (тянущей системе).

Т.е. не Производство производит, что может, а Сбыт это продает – НЕТ

Конечно, если есть компании, которые могут позволить себе производить «на склад», не имея конкретного спроса, им можно только по-хорошему позавидовать!

Наиболее оптимальный, процесс, должен выглядеть следующим образом:

1. Сбыт выходит на рынок, получает заказы от клиентов.
2. Сбыт подает заявку на производство в Производственный блок.
3. Производственный блок формирует запрос на поставку сырья, материалов в Блок Закупок.

Каждый следующий этап вытекает, «вытягивается» из предыдущего. Это позволяет минимизировать потери и не приносящие дополнительные ценности процессы, которые и есть прямые убытки. Безусловно, у всех есть своя специфика, но необходимо придерживаться этой логики для оптимизации процессов.

В противном случае, Вы получите попросту неликвиды в виде запасов готовой продукции, возможно и сырья, то, что нужно будет как-то и куда-то пристроить со значительным дисконтом от предполагаемой/первоначальной цены. Или же «заморозить» деньги до лучших времен, до времени, когда сможете это все продать.

Несмотря на, казалось бы, логичную последовательность действий, во многих компаниях руководители этих трех направлений (Закупки, Производство и Сбыт) зачастую общаются только на официальных совещаниях, но в другое рабочее время, застать их за беседой и обсуждением тактики сложно, если не сказать невозможно. Каждый старается выполнить максимально хорошо свою часть работы, порой принося этим «проблемы» своим коллегам. Например, Сбыт может расширить географию присутствия, продать что-то далекой маленькой стране, а Транспортники, получив заявку на перевозку в месяц перевозки, могут либо не выполнить ее, либо выполнить, но тогда вся прибыль будет сведена к нулю. Если вообще останется. Производство всегда будет просить лучшее сырье, для получения продукции лучшего качества, но Закупки понимая балансы и рынки, могут предложить закупить сырье чуть худшего качества: и здесь конфликт интересов – Производству надо рассматривать снижение качества готовой продукции от плановых или Закупкам превышать плановые цены и выбиваться из Бизнес-Плана Компании. Примеров, думаю, каждый читатель может привести превеликое множество. Только объединив усилия всех подразделений, а не в отрыве друг от друга, Компания сможет вырваться в лидеры, и об этом необходимо знать и помнить всем от менеджера до Топ-менеджера любой Компании.

Коммуникация в Supply Chain Management наиважнейший элемент. Это не просто постановка перед фактом, но каждый «из своей песочницы» делает посильный вклад в оптимальную работу Компании. С Поставщиками, Покупателями, Внутренними клиентами (задействованными подразделениями) необходима постоянная коммуникация и обмен информацией, чтобы предотвратить такие случаи как: Поставщик ввел новое сырье, в свою продукцию, Потребитель не готов приобретать продукцию, произведенную с использованием нового сырья, так как он увидел изменение в химическом составе или физических свойствах, но Сбыт его не предупредили о причинах заранее, а Сбыту не сказали Закупщики.
Кажется, что здесь сложного? А может принести Компании убытков на миллионы долларов!

Поэтому, если Вы опытный профессионал, и прочитали статью, надеемся не зря. Если новичок в этой сфере, то начинайте работы по системе правильной коммуникации уже с самого начала, не отделяйте процесс закупок, производства, сбыта, планирования, транспортировки друг от друга. Старайтесь связать все и увидете, что на выходе Вас ждет похвала начальника и положительная динамика развития Компании!

Supplychains.ru: Какие примеры плохой коммуникации подразделений, приведших к сложностям, Вы можете привести из своего опыта? Поделитесь с нами.