Могут ли бренды модной одежды использовать технические средства, чтобы связываться с работниками своей цепи поставок?

После обрушения восьмиэтажного здания Рана-Плаза в Бангладеш – когда погибли больше тысячи, а покалечено было около 2,5 тысяч работников швейной промышленности – M&S, Patagonia и другие компании начали использовать новые инструменты, чтобы услышать отзывы мало представленных работников.

20131016-122353.jpg

После Рана-Плазы вопрос об этической стороне и безопасности рабочих швейной промышленности приобрел особую остроту. Индустрия моды превратилась в такого гиганта, что совершенно невозможно быть уверенным, что «подпитывающие» ее поставщики делают все правильно.

Многие работавшие в Рана-Плаза, боялись потерять работу, если откажутся входить в небезопасное здание фабрики. При использовании дешевого рабочего труда становится совершенно очевидным, что люди пойдут на все, лишь бы выживать. Даже на то, чтобы подвергаться опасности смерти – и все ради того, чтобы зарабатывать чуть больше.

Инструменты онлайн контроля, такие как Tradegood от Intertek, меняют этот расклад, предоставляя покупателю доступ к полной информации о поставщиках данной компании с их полным профилем, соответствием качеству и репутационными рисками, связанным с безопасностью, социальными и природоохранными программами.

Некоторые компании, такие как M&S и Patagonia, готовы использовать инструменты, похожие на Labor Link от некоммерческого социального предприятия Good World Solutions, разработанные для того, чтобы голос мало представленных работников швейной промышленности был услышан.

Согласно M&S, у Labor Link «около 4,5 млрд. мобильных абонентских доступов в развивающихся странах, которые дают возможность компаниям, покупающим продукты питания, одежду и электронику, связываться с работниками, которые производят эту продукцию».

M&S заявила, что собирается использовать технологию Labor Link для установки прямой обратной связи с 22 500 работниками в своей цепи поставок одежды в Индии, Шри-Ланке и Бангладеше. Ответственный по этическим вопросам в M&S, Фиона Садлер сказала: «Для нас перемещение общения с рабочими в цифровой формат является прорывом. Мы не стремимся контролировать своих поставщиков, мы просто хотим быть уверенными, что все делаем правильно для рабочих в нашей Supply Chain, и потому даем им возможность быть услышанными».

Могут ли эти технологии что-либо изменить?

Labor Link и похожие инструменты достаточно эффективны, если использовать их в сотрудничестве с группами, которым можно доверять и быть уверенным, что они будут позволять своим сотрудникам быть услышанными. Таково мнение Инеке Зелденраста, международного координатора кампании «За чистую одежду» (Clean Clothes Campaign), направленной на улучшение условий труда и прав работников швейной промышленности.

Вероятность того, что рабочие будут использовать эти технологии для улучшения свой жизни, очень сомнительна, так как многие из них слишком боятся расправы за их использование. Таково мнение манхеттанского консультанта по дизайну и производству, Энтони Лилора, который одновременно состоит в управлении кампании «Спасите центр моды» (Save the Garment Center), направленной на сохранение Нью-Йорка в статусе модной столицы мира.

«Однако компании начали относиться к этой теме более серьезно – то ли из боязни или в замешательстве, но они начали предпринимать меры для улучшения ситуации».

Эрика Вульф, директор специального проекта для Nanette Lepore, высказала мнение, что «принцип анонимности будет работать лучше, чем прозрачность, когда речь идет о предоставлении информации и жалобах. Хорошо, что этой проблемой вообще начали интересоваться, но на поиски «идеального» решения уйдут годы».

Еще одна подобная трагедия – пожар на швейной фабрике в Газипуре (Бангладеш), унесшая жизни, по крайней мере, 10 человек – говорит о том, что даже небольшие улучшения в области этой цепи поставок стоят затраченных на них усилий.

Supplychains.ru: Представители российских производителей одежды (Ostin, Vis-à-vis, Finn Flare и др.), а Вы пользуетесь подобными сервисами?