Эволюция Supply Chain: Дизайн и Моделирование Цепи Поставок

“И как можно было придумать такую цепь поставок?!?”  
Такой вопрос часто возникает у топ-менеджеров компаний, когда они видят цепи поставок целиком: от закупки до поставки потребителю.

image

Цепи поставок многих известных компаний развивались по воле случая или, как знакомо многим исторически (думаю, что часто сталкивались с такой формулировкой:

«исторически возим вагонами», «исторически закупаем много»

и т.д.), а не выстраивались специальным образом. Учитывая этот факт, даже простое действие, например нанесение цепи поставок на карту и ее визуализация, часто вызывают подобные вопросы:

“Почему материалы из региона А обрабатывают в регионе В, а затем снова посылают конечный продукт воздушным транспортом в регион A?”

Создавая «живые» модели цепей поставок, компании получают возможность изучить, что произойдет с цепями поставок в различных рыночных условиях, и проанализировать, как это отразиться на ценах, качестве сервиса и рисках.

Многие компании тратят огромные средства на внедрение ERP систем, совершенствование программ планирования, и тем не менее, продолжают игнорировать основную проблему. Без сомнений, подобные приложения чрезвычайно эффективны: ERP оптимизирует финансовые операции, TMS  (система управления транспортом) гарантирует своевременную доставку с минимальными издержками, WMS (система управления складом) делает возможным оптимальный выбор и размещение товара, а приложение по усовершенствованному планированию и оптимизации балансирует спрос и выпускаемые объемы, делая производственный процесс эффективным. Однако, это все не исключает того, что основа для оптимизации, схема цепи поставок, неэффективна и может привести к потере миллионов долларов.

Именно дизайн и моделирование цепи поставок могут максимально оптимизировать такие показатели, как издержки, качество сервиса, оборотный капитал, устойчивый рост и риски. Принимая во внимание такие факторы современной реальности, как непостоянство, сложность и быстрые изменения, разработка дизайна цепи поставок становится абсолютно необходимым для бизнеса. Предусмотрительные компании постоянно пересматривают схемы цепей поставок, моделируя ситуации, чтобы проверить их функциональность в различных рыночных условиях и произвести анализ изменений цен, качества сервиса и рисков.

Почему важны моделирование и дизайн цепи поставок?

Современная цепь поставок представляет собой постоянно усложняющуюся сеть, часто пересекающую несколько континентов и входящую в состав многочисленных рыночных сегментов.

Учитывая такой уровень сложности, последствия изменений еще сложнее предсказать, а влияния рисков становятся все опаснее. Волатильность в сегодняшние дни становится стандартной средой работы современного бизнеса. Колебания спроса, скачки цен на товары, сбои поставок, волатильность в транспортировке, стихийные бедствия, геополитические изменения и нормативные проблемы – все вышеперечисленное влияет на движение товаров в Supply Chain.

Компании, цепи поставок которых построены без учета возможных проблем и рисков, подвергаются серьезному удару, когда с ними сталкиваются. Создание дизайна цепи поставок дает  компаниям возможность точно моделировать процессы от самого начала и до конца, создавать лучший план и анализировать, каким образом потенциальные изменения отразятся на качестве сервиса, издержках, устойчивости и рисках.

Эволюция цепи поставок

Большинство крупных цепей поставок строятся с течением времени на основе индивидуальных решений, принимаемых на вызовы рынка. Часто оказывается, что эти решения прекрасно подходят для данного случая, но каков же их эффект на самом деле?

Эти решения, скорее всего, казались правильными на момент их принятия:

imageспасли от убытков, повысили доходы подразделения компании либо максимизировали объем продаж на отдельном предприятии. Но по истечении длительного периода времени они стали причиной неэффективных процессов в цепи поставок.

Большинство компаний ежегодно принимают десятки, если не сотни, решений, которые влияют на цепь поставок. Если решения принимаются без оценки их влияния на весь бизнес, а только на отдельный его участок, то с течением времени  количество неэффективных процессов будет только приумножиться и наносить ущерб компании: постепенно в ее цепи поставок иссякнут ценные ресурсы, что негативно отразится на прибыли.
Если такие решения принимаются в рамках моделирования цепи поставок (особенно такой, где решения можно оптимизировать, а результаты ˗ визулизировать и осуществлять симуляции), эти решения будут взвешенными, с пониманием их влияния на цепь поставоккомпании в целом. Таким образом, неэффективные процессы можно будет исправить или предотвратить.

Дизайн и Моделирование vs. Планирование

Системы планирования являются чрезвычайно ценными для ведения бизнеса. Системы планирования и исполнения автоматизируют, упрощают и оптимизируют существующие процессы организации, обеспечивая бесперебойную работу подразделений компании.

Но что если текущие процессы не правильно смоделированы или несовместимы друг с другом?

Насколько хорошо может функционировать цепь поставок, если в ее основу изначально заложены ошибки?

Моделирование и дизайн цепи поставок помогает выигрывать конкурентную войну и побеждать, обеспечивая менеджмент инструментами для рационального, взвешенного и эффективного соединения всех частей и мощностей ресурсов таким бразом, чтобы другие инструменты, например системы ERP, WMS, TMS и APO, о которых говорилось ранее, уже на своем уровне, могли функционировать в условиях максимальной эффективности.

Инструменты планирования, при всей их ценности, хороши настолько, насколько хорошая сеть, в которой они функционируют, и схема данной сети должны разрабатываться осознанно, а не складываться по воле случая.

Когда использовать схемы цепи поставок

Каждый раз, когда существует вероятность изменений бизнес-процессов компании, открывается возможность для моделирования и дизайна цепи поставок. Одни возможности  неизбежны (пересмотренный прогноз спроса, изменения группы покупателей, слияния и поглощения), другие повторяются с определенной периодичностью (выход на новый рынок или реакция на приобретение), третьи являются редкостью (поставщиков компании в Таиланде затопило, необходимо строить новый завод).
Принятие решений с помощью «живых» моделей и практического анализа эффекта таких решений повышает вероятность получения желаемого результата.

Моделирование и Дизайн цепей поставок используется для получения ответов на многие вопросы. Некоторые из этих вопросов ориентированы на текущие проблемы, в то время как другие призваны разрешить проблемы долгосрочного анализа.

Где строить завод, склад или перерабатывающее производство?

Сколько произвести, чтобы удовлетворить спрос на праздниках?

Импортировать или покупать у локальных производителей?

Сможет ли компания быть конкурентноспособной на Азиатском рынке?

Supply Chain Design позволяет получить ответы на эти и многие другие вопросы, с тем, чтобы повысить эффективность цепи поставок Ваших компаний.