Supply Chain Finance: Как из своей Компании сделать Банк

Денежные средства в той или иной форме – неотъемлемая часть ведения бизнеса, тем более в кризисные периоды. Доступ к дешевым заемным денежным средствам, в наши дни, вообще можно считать бесценным конкурентным преимуществом для любой компании.

Supply-Chain-Finance-by-Erik-Kriek-for-Supply-Chain-Movement-Q2-2013

Среди многочисленных вариантов Trade Finance (торгового финансирования), которыми пользуются компании во всем мире для финансирования сделок, некоторое время назад начало выделяться направление, заслуживающее особого внимания —  Supply Chain Finance (SCF). SCF дословно переводится как «финансирование цепи поставок». Это довольно молодое явление в мировой финансовой практике, а в России полноценный SCF и вовсе финансовая инновация. Зародившись в глобальных FMCG-компаниях, SCF получает все большее распространение по Миру во всех отраслях бизнеса, и, наконец, приходит к нам. 

Суть финансового инструмента SCF в том, что в цепочку поставок компании встраивается третья сторона, которая обеспечивает финансирование закупок. «Ха, так это же просто Факторинг!» — скажете Вы, и будете правы, но отчасти.

Будь это «классическим факторингом», мировое бизнес сообщество не стало бы «придумывать велосипед» переименовывая слово «factoring» на «supply chain finance».

Supply Chain Finance еще называют «Реверсивным Факторингом» (reverse factoring), а в России получило распространение название «Закупочный Факторинг». Так или иначе, всё это определения одного инструмента, который позволяет повышать эффективность бизнеса и способствует росту экономик. Предлагают данный финансовый инструмент, как банки, так и факторинговые компании. Основное отличие SCF от классического факторинга заключается в том, что инициатором сделки является не продавец, а покупатель.

Компании – покупатели заботятся о поставщиках
Именно так можно определить основную идею  SCF. Компания – покупатель еще до начала закупочной кампании ведет переговоры с банком о возможности финансирования своих поставщиков по «своей» кредитной  ставке. Т.е. это не 15% годовых, под которые «компания с улицы» будет кредитоваться в Банке, а 10% годовых, которые  Компания-покупатель получает в Банке (на основании своего финансового состояния), и она готова этими ставками «делиться» с поставщиками. «А где здесь бизнес для Покупателя?» — если еще не увидели возможности, то скажу, что, например, в переговорах по ценам и условиям поставок, такой инструмент, как доступ к «дешевым» деньгам может иметь чуть ли не решающую роль в переговорной позиции для снижения закупочных цен. Кроме всего прочего, Покупатель достигает снижения цен за счет своего бережного отношения к Поставщикам, и это ему практически НИЧЕГО НЕ СТОИТ.

Покупатель хочет иметь лучшую цену, лучшее качество и отсрочку платежа, позволяющую «пережить» весь цикл: например, от закупки сырья в Китае до поставки готовой продукции в США. Про первые два фактора, мы писали ранее, а требуемую бизнесом отсрочку, можно получить с помощью SCF. Приятным сюрпризом будет являться и то, что SCF не является кредитной нагрузкой ни для покупателя, ни для поставщика — в отчетности это обычные обязательства как при классической отсрочке платежа критически не «отягащающие» состояние.

Поставщик
Использование Покупателем SCF должно «возносить» его в ТОП-5 среди лучших покупателей у любого Поставщика. Для такого Потребителя можно и цены давать соответствующие, играть в «открытую книгу», оперативно делиться информацией, ведь они договорились для Поставщиков.

Сокращение оборотного капитала, становится идеей фикс для всех, и здесь SCF является незаменимым инструментом.

SCF в России
На сегодня SCF остается для России, новинкой, инновацией, диковинкой, но это не значит что его совсем не используют. Крупные игроки все больше начинают задумываться об устойчивости своих Supply chain, начинают создавать proзападные инфраструктуры  и подходы к закупкам, включающие финансирование цепей поставок. Рынок факторинга реагирует на возникающий спрос незамедлительно. Появляются инструменты и банки, оказывающие подобные услуги. Среди них ВТБ Факторинг. Например, доля SCF в портфеле ВТБ Факторинг занимает 15-20% процентов, а при портфеле в 70 миллиардов рублей это серьезные цифры, которые заставляют задуматься о переквалификации SCF из инновационного финансового инструмента в отдельный серьезный сегмент рынка.

Дополнительно к банкам и факторам, для оперативного и эффективного функционирования SCF необходимы IT решения, которые позволят связать воедино всех участников: Покупателя, Банк и Поставщика. Подобные инструменты разрабатываются и уже существуют.

Природа появления и развития данной услуги обусловлена ограниченным доступом к «дешевым» деньгам всех участников рынка: поставщиков, перевозчиков, подрядчиков. Бизнес выбирает лучшие решения, а для финансирования закупок, видимо,  лучше SCF в мировой практике на текущий момент еще ничего не придумано.

Мы продолжаем держать Вас в курсе самых последних тенденций из мира Supply Chain Management  с тем, чтобы сделать Ваш бизнес более эффективным. Основным ограничением в широком применении данного инструмента — информированность сообщества. И мы работаем над устранении этого барьера.

Supplychains.ru: Если Вы хотите получить больше информации и консультации по работе с инструментом Supply Chain Finance и IT-платформами, которые способствую развитию данной услуги, пишите нам. Мы более детально расскажем о схеме взаимодействия участников хозяйственной деятельности в рамках Supply Chain Finance и поделимся идеями оптимизации финансов в Вашей цепи поставок.

Статья подготовлена совместно с Александром Чекрыгиным.