Госзакупки России, Белоруссии, Казахстана: Единое Торговое Пространство Китая?

Supplychains.ru: Выиграет или проиграет Казахстан от данного нововведения, конечно, покажет время. Но, одно можно точно сказать с уверенностью, что страна получит «прилив» инвестиций от своих Азиатских соседей, так как Китай с оптимизмом смотрит на участие в госзакупках России, Белоруссии, а тут доступ к этому богатству можно будет получить, создав совместное предприятие в Казахстане! Стране, на наш взгляд, не самой щепетильной в части выбора партнеров и анализа влияния этого действия на торгово-экономические последствия всего Таможенного Союза и отдельно для России и Белоруссии. Китай «подкрадётся» со стороны Казахстана и это не заставит себя долго ждать! Ну что ж, понаблюдаем за этой увлекательнейшей битвой и посмотрим, как будут расти экономики стран ТС. Становится всё интересней. На подходе — Армения.

 

Начиная с 1 января 2014года, компании из России и Белорусии получили возможность принимать участие в государственных закупках Казахстана

Начиная с 1 января нынешнего года, компании из России и Белорусии получили возможность принимать участие в государственных закупках Казахстана. В то же время, представители крупного, среднего и мелкого бизнеса теперь также смогут участвовать в государственных закупках, проводящихся в этих двух странах.

Закон, выпущенный в Республике Казахстан (РК) предусматривает поддержку отдельных категорий потенциальных поставщиков при участии в государственных закупках других стран, к которым относятся: организации, производящие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги, созданные общественными объединениями инвалидов в РК; государственные предприятия исправительных учреждений, производящие товары, работы, услуги; субъекты малого предпринимательства.

Поправками увеличивается с 10 рабочих до 30 календарных дней срок предъявления исков в суд о признании поставщиков и потенциальных поставщиков недобросовестными участниками госзакупок.

Как поясняет Петр Своик, председатель Алматинской антимонопольной комиссии, государственные закупки, помимо прямой своей функции – удовлетворения тех или иных нужд госучреждений и предприятий – играют и важную стимулирующую функцию развития, поощрения и стимулирования производств и поставщиков. «Заметьте: за счет средств бюджета, то есть средств налогоплательщиков. Стоит ли вообще пускать средства налогоплательщиков на стимулирование внешних производителей – это не простой вопрос, требующий как минимум внятного обоснования для чего это надо делать. Во всяком случае это нельзя отдавать на откуп просто «общему экономическому пространству», хотя бы потому, что ни фискальные, ни бюджетные системы на нем отнюдь не общие. И еще потому, что Казахстан, как производственно более слабая часть интеграции, заведомо проигрывает. В данном случае телега явно поставлена впереди лошади», – подчеркивает эксперт. 

Подробнее о нововведениях и их последствиях для отечественного бизнеса в интервью рассказал Рахим Ошакбаев, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК.

– Как внедрение этой инициативы отразится на развитии бизнеса в Казахстане?

– В действительности доступ к процессу государственных закупок Казахстана потенциальные поставщики России и Беларуси имели всегда.

Однако отечественный поставщик-товаропроизводитель и отечественный поставщик работ и услуг при участии в данном процессе имели определенные преференции.

С 2014 года в целях реализации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 09 декабря 2010 года, заключенного в рамках формирования правовой базы Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, страны – участницы Таможенного союза вводят национальный режим в сфере государственных закупок для всех сторон данного соглашения.

Реализация этого положения требует гармонизации национальных законодательств наших государств о государственных закупках.

Для товаров, работ и услуг, производимых в странах – членах Таможенного союза, предоставляются такие же благоприятные условия, как и для казахстанских. Другими словами, стороны предоставили друг другу национальный режим, то есть, если национальный режим подразумевает установление преференций для отечественных поставщиков, то они распространяются и на поставщиков государств – участников соглашения.

Таким образом, формируются прозрачные и понятные правила игры на территории трех стран: Казахстана, России и Беларуси. Очевидно, что в условиях ТС, а далее и в рамках ВТО, ожидается обострение конкуренции.

Поэтому, что касается предоставления национального режима в государственных закупках, то однозначно можно сказать, что доступ к государственным и муниципальным закупкам России и Беларуси, а это около $200 млрд, является положительным аспектом.

Основной вопрос в отношении этой инициативы состоит в том, как воспримут и какие действия предпримут наши коллеги по ЕЭП. Есть опасения, что после введения в действие этого соглашения появятся другие барьеры для доступа отечественных производителей к государственным и муниципальным закупкам РФ и РБ. Эти опасения основаны на трехлетней практике функционирования Таможенного союза, в течение которой казахстанские предприниматели сталкивались с рядом барьеров при экспорте своих товаров: это и утилизационный сбор, и непризнание книжек МДП (международные дорожные перевозки), и ужесточенные требования к экспортерам алкогольной продукции.

Тем не менее, учитывая размер открывающегося рынка закупок, есть повод смотреть на данную инициативу с оптимизмом. У нас существуют отрасли, например, машиностроение, где производят продукцию, соответствующую международным стандартам, которая уверенно конкурирует с продукцией России и Белорусии.

– Насколько своевременно нововведение? «Что касается России и Белорусии, эти страны предоставили друг другу равный доступ к государственным закупкам еще два года назад – 1 января 2012 года. Мы же воспользовались переходным периодом, за время которого смогли лучше подготовиться к данному событию», – заявил заместитель министра экономики и бюджетного планирования республики Тимур Жаксылыков. Насколько отечественные компании подготовлены к конкуренции со стороны предпринимателей из России и РБ?

– Задача наших предпринимателей – повышать не только качество самой продукции или услуги, но и условия производства, поставки (реализации) и т.д.

В краткосрочной перспективе отечественный бизнес может сталкиваться с некоторыми сложностями, но предпринимательство должно успешно адаптироваться к новым правилам и воспользоваться ими для дальнейшего развития.

Это потребует от казахстанских бизнесменов формирования принятия требований мирового рынка, принятия мер по системному и многоаспектному процессу преобразования производства, затрагивающего  технологический аспект, совершенствование форм управления и организации предприятия в рыночной экономике, приведения их в соответствие с международными стандартами.

Качественная продукция поможет бизнесу активно завоевывать рынки за пределами регионального пространства. При этом свободное движение товаров, конечно, важно, но еще важнее движение капиталов и инвестиционная устойчивость новых проектов в разных отраслях (в химии, автопроме, энергетике, металлургии, фармацевтике и и т.д.), которые в будущем смогут конкурировать на мировом рынке.

Поэтому для начала нам важно научиться конкурировать в рамках ТС и ЕЭП.

– В каких сферах бизнеса стоит ожидать, по вашей оценке, всплеска предложений от других стран – участниц ТС при госзакупках в Казахстане?

– Первый всплеск импорта был ощутим в 2010-м, сразу после создания Таможенного союза. Объем импорта продукции из России и Белорусии значительно увеличился. Например, по легкой промышленности в несколько раз.

России и Белорусии мы интересны, прежде всего, как потребители промышленных товаров (расходные материалы для горнодобывающей, нефтегазовой, сельского хозяйства и других отраслей) и исходных материалов (металлопрокат, чугун, ферросплавы). Это видно и по структуре импорта и экспорта.

– Что казахстанские компании могут предложить для участия в госзакупках России и Белоруссии?

– Спросом у наших соседей по ТС пользуется продукция машиностроения: легковые автомобили, коммерческие автомобили грузоподъемностью до 3 тонн (до 1 тысячи единиц ежегодно закупает Белоруссия), 70% выпускаемых нами промышленных конденсаторов и фонтанной арматуры закупает Россия.  Постоянен спрос также на кабельно-проводниковую продукцию, трансформаторы, мобильные буровые установки, аккумуляторы, приборы учета, валки прокатных станков, 90% подшипников для железнодорожных вагонов идет на экспорт в  Россию, обогреватели (печи) для вертолетов практически на 100% делаются специально для РФ. На подходе и казахстанские тепловозы Evolution, которые после сертификационного испытания также будут экспортироваться в страны – члены ТС. Кстати, эти тепловозы уже закупают Таджикистан и Кыргызстан. 

Спрос есть и на продукты химической промышленности, некоторые товарные позиции легкой, пищевой и других отраслей.

В свою очередь национальная палата готова помочь казахстанским компаниям-экспортерам продвигать свою продукцию на зарубежные рынки, в том числе на рынки Таможенного союза. Все замечания и предложения, которые поступают от казахстанских предпринимателей, отраслевых ассоциаций  НПП принимает во внимание, чтобы далее выносить их на рассмотрение правительства. Таким образом, консолидация отечественного бизнеса в рамках Национальной палаты предпринимателей является главным конкурентным преимуществом Казахстана.

1 comment