Платформа и Программное Обеспечение для Управления Цепями Поставок: Как Правильно Подобрать?

Управление современными интегрированными, сложнейшими цепями поставок невозможно осуществлять, не прибегая к использованию специализированного программного обеспечения (ПО). Даже после того, как решение о необходимости приобретения программного обеспечения для автоматизации процессов принято, встает вопрос: Какое ПО для управления цепями поставок выбрать? А самое главное, как это сделать?

imagesCAHJ0XEK

Услуги по подбору и внедрению ПО для бизнеса превратились в прибыльное дело, как для консалтинговых фирм, так и для поставщиков ПО. Но даже с поддержкой специалиста выбор и внедрение программного пакета, который подойдет для управления цепями поставок именно вашей фирмы, может стать очень сложной задачей. Известно немало случаев сбоев и финансовых потерь по причине внедрения подобного ПО. Чем же объясняется, что программное обеспечение, призванное повысить эффективность операций компании, наоборот ее понижает? Это объясняется, в первую очередь, неправильным подбором программного пакета. 

Если вы незнакомы с ПО для управления цепями поставок, то при его подборе вас в первую очередь ждет испытание аббревиатурами и непонятными терминами (MRP, ERP, APS, MRPII, MES, CRM, WMS, TMS, SCM, э-снабжение, сетевой бизнес и прочие).

Первый совет: если, послушав описание продукта 5 минут, вы не понимаете основных принципов его работы, то, скорее всего, этот продукт вам не подходит.

Корпоративные ПО стоят от нескольких тысяч до миллионов долларов. Сегодня ситуация на этом рынке такова: если раньше поставщиков этих продуктов не интересовали компании с годовым доходом менее 200 млн. долларов, то сегодня это рынок покупателя. Сложность теперь уже в другом – в огромном выборе и необходимости подобрать наиболее подходящий именно для вашей компании продукт. Как же это сделать? Если речь не идет об упрощенной программе, лучше всего обратиться к независимым консультантам. Там помогут не только сузить выбор, но и сделать предварительный подсчет расходов на внедрение (которые могут превысить стоимость самого ПО), а также обучить персонал работе с данным программным пакетом.

Функциональное наполнение

Самой важной частью процесса подбора любого ПО, в том числе для управления цепями поставок, является выделение ключевых процессов именно в вашей организации и определение функций, необходимых для их выполнения. Например, если вы крупный промышленный игрок, ключевой функцией вашего бизнеса является производство, следовательно, вам нужно выбирать среди продуктов, разработанных специально для промышленников. Не стоит рассчитывать, что разработанный для бухгалтерии программный пакет с внедренным небольшим промышленным модулем сможет удовлетворить потребности вашего бизнеса. Более того, вам нужно исходить из специфики конкретно вашего производства.

Так, пакет, разработанный для производящего на склад может не подойти работающему по индивидуальным заказам предприятию. ПО, разработанное для производителей программного обеспечения, может не подойти производителям автомобилей.

Относитесь скептически к утверждениям, что какой-либо программный пакет подходит для любой сферы бизнеса, так как в основном они разрабатываются под конкретного пользователя. Еще один способ понять, для какого вида операций разрабатывалось данное ПО, это узнать у поставщика имена их самых крупных клиентов.

Изучая функциональное наполнение какого-либо пакета очень важно иметь под рукой подробный список функций, необходимых для выполнения ваших операций. Здесь многие компании совершают ошибки, включая в этот перечень функции, которых в данный момент они не выполняют, но хотели бы выполнять, отодвигая за задний план те ключевые бизнес процессы, выполнение которых в их текущей системе хорошо налажено. Допустим, вас привлекла функция дистанционного доступа к вашей системе из браузера вашего PDA (мобильного телефона, планшета и т.д.), и вы не обратили внимания на более важные функции, относящиеся к планированию потребностей.

В итоге вы можете оказаться в ситуации, когда у вас будет отличный обзор краха вашего бизнеса!

Никогда не предполагайте, что любой программный пакет «должен» выполнять те или иные  операции, которые, на ваш взгляд, являются стандартными бизнес функциями. Вот пример перечня подробных требований по функционалу:

  • Возможности интернет-коммерции,
  • Планирование потребностей нескольких объектов,
  • Прогнозирование и планирование потребностей,
  • Возможность отслеживания номера лота или серийного номера,
  • Обработка возвратов,
  • Аутсорсинг отдельных операций,
  • Замены продуктов,
  • Обработка по принципу «FIFO/LIFO».

Не поддавайтесь на заверение «да, программа это умеет делать»!

Ответственность за то, чтобы убедиться, что ПО не только имеет данную функцию, но и может выполнять ее на требуемом вами уровне, лежит на вас.

Задавайте уточняющие вопросы о том, как именно данное ПО выполняет ту или иную функцию. Взгляните на конкретные программы, выполняющие нужные вам задачи, и убедитесь, что необходимые для выполнения этих задач элементы и данные присутствуют.

Не позволяйте продавцу оставлять ваши вопросы неотвеченными или отвечать на них на непонятном вам языке профессионального жаргона. Без колебаний остановите его и попросите перефразировать ответ в более понятный для вас формат. А в целом, обсуждая функционал программного пакета с его продавцом, всегда руководствуйтесь принципом задавать такие вопросы, ответы на которые вы достаточно компетентны, чтобы понять.

Необходимость модифицирования

Маловероятно, что какое-либо ПО сможет выполнять в точности все, что вам нужно, а потому придется «пожертвовать» некоторыми функциями. Подобный недостаток функционала можно будет дополнить внесением изменений в бизнес-процессы, модифицированием программного обеспечения, а в некоторых случаях и оффлайн обходными решениями.

Что касается изменений, то здесь очень важна правильная  постановка вопроса: не «Необходимо ли модифицирование?», а «Каких масштабов модифицирование необходимо?». Таким образом, при выборе программного пакета рекомендуется учитывать, в том числе, затраты и преимущества необходимого в случае его внедрении модифицирования, т.е. считать совокупную стоимость программы.

Юзабилити или Удобство в эксплуатации

Наравне с функциональным наполнением, при подборе программного обеспечения необходимо учитывать и его доступность для пользователя (юзабилити). Если функционал отвечает на вопрос «умеет ли программа это делать?», то юзабилити отвечает на вопрос «как пользователь будет с этим справляться?».

На что нужно обратить внимание при оценке юзабилити? Во-первых, на то, как программа будет выполнять самые сложные операции в вашей организации. Обратите внимание на объем информации в ключевых программах, и сколько работы мышью и на клавиатуре требуется для выполнения конкретной задачи. Доступна ли нужная вам информация, и представлена ли она в логически последовательном виде?

Можно ли при выборе ПО руководствоваться принципом “чем дороже продукт, тем он лучше”? Бесспорно, функциональное наполнение ПО и его цена сопоставимы, но слишком большое функциональное наполнение подразумевает также больше сложностей при использовании. Для больших компаний с комплексными операциями ПО с большим функционалом просто незаменимо. Но для маленьких компаний, даже если вам предложат пакет задаром, скорее всего вы не сможете себе позволить его внедрение и правильное использование.

Полагаю, что вопрос ведрения ПО для управления цепями поставок/ ПО для Supply Chain management в скором времени остро встанет перед каждой организацией, и найдется не так много источников информации, которые, хотя бы на первом этапе подскажут что делать. Мы продолжаем работу над темой ПО для управления цепями поставок, и в скором времени, напишем про все эти аббревиатуры (TMS, WMS  и др.), которые могут застать врасплох незнакомого с ними человека.