COME BACK: производство в США только на 5 процентов дороже, чем в Китае!

Американские компании вывезли производства в развивающиеся страны ради значительно более дешевой рабочей силы. Сегодня ситуация изменилась в пользу возврата вывезенного производства обратно в Штаты.

images (20)

Для начала введём новую терминологию менеджера по управлению цепями поставок.

Оффшорингвывод производства из страны первоначального пребывания в другую, чаще всего с целью снижения себестоимости. Например, это перевод производства одежды из Великобритании в Индию. В этой ситуации, компания получает дешёвую рабочую силу, взамен на высокие риски, связанные с управлением цепями поставок

Решорингтенденция последнего времени, когда происходит возврат производств так скажем «на Родину». Когда глобализация привела к тому, что зарплата в Китае сравнялась с зарплатой в Мексике, и, например, американцам нет никакого резона оставлять производство одежды или игрушек в Китайской Народной Республике.

Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) провела исследование причин возврата производств обратно в США из 25 стран с ранее низкой стоимостью производства, в которых производилось около 90% мирового экспорта.

Пять стран – Китай, Бразилия, Чехия, Польша и Россия – ­традиционно считались зонами с низкой стоимостью производства. Однако эта ситуация за последние годы сильно изменилась благодаря 4 основным экономическим факторам, воздействующим на конкурентоспособность в производстве:

Позиции стран

В десятку лидеров с самой низкой стоимостью производства входят страны в разных частях света: 6 из них находятся в Азии, а остальные в северной Америке и Восточной Европе.

Согласно оценке BCG, сегодня ситуация со странами с низкой стоимостью производства обстоит следующим образом.

! В Бразилии производство стало одним из самых дорогих, в то время как в Великобритании оно одно из самых дешевых в Европе.

В Мексике производство дешевле, чем в Китае, а преимущество над США сегодня составляет менее 5%.

! Стоимость производства в странах Западной Европы равна или чуть больше стоимости в США, а в большинстве стран Восточной Европы она равна стоимости в США.

! Благодаря понижающемуся курсу национальных валют и росту производительности, которые смягчили резкий подъем зарплат, Индонезии и Индии удалось сохранить свои позиции и вырваться вперед по сравнению с другими крупными игрока на азиатском рынке.

Однако  эти страны, где  непосредственные производственные затраты (пока) низкие, имеют такие недостатки, как сложные условия ведения бизнеса и плохая логистическая инфраструктура.

! Великобритания и Нидерланды преуспели благодаря устойчивому росту производительности и повысили свою конкурентоспособность по сравнению с другими экспортерами в Западной и Восточной Европе.

Причины

Основными причинами, благодаря которым стоимость производства в США и Мексике стала столь конкурентоспособной, являются: стабильность зарплат, постоянный рост производительности, стабильный курс национальной валюты и понижение цен на энергоносители, в частности на природный газ (на 50%) благодаря производству с 2005 года сланцевого газа.

Тем не менее, многие компании принимают решения о производственных инвестициях, исходя из данных 15-20-летней давности, и продолжают видеть Северную Америку и Западную Европу, как дорогие зоны, а Латинскую Америку, Восточную Европу, большую часть Азии и в особенности Китай, как зоны с низкой стоимостью производства.

Хоть стоимость рабочей силы и энергоносителей и не являются единственными факторами, определяющими, где осуществлять производство, они играют большую роль при перераспределении сил в сфере мирового производства. Все эти изменения заставляют компании пересмотреть свои стратегии поиска ресурсов и рассматривать возможности организации производства ближе к той стране, где будут продавать свой товар.

Крупные американские компании возвращают обратно в США вывезенное производство: более половины американских производителей с продажами более $1 миллиарда планирую или рассматривают вероятность вернуть производство на родину из Китая. По сравнению с 2012 годом количество таких производителей выросло от 37% до 54% среди 200 опрошенных представителей различных индустрий. Резко выросло и число производителей, которые уже активно занимаются процессом возврата.

Опрошенные назвали 3 определяющих фактора при принятии решений относительно географии производства:

  • стоимость рабочей силы (около 43% опрошенных);
  • близость к конечному потребителю, т.е. сложность цепей поставок (55%);
  • качество производимой продукции (34%).

Более 80% опрошенных назвали хотя бы один из этих факторов в качестве решающего. Другими важными факторами являются наличие квалифицированных кадров, стоимость транспортировки, время протекания процессов в цепи поставок и благоприятные условия для ведения бизнеса.

Что касается американских и европейских потребителей, то, согласно опросу, они готовы платить больше за товары, произведенные у себя дома: когда речь заходит о качестве, то маркировка «Сделано в США» делает товар гораздо более предпочтительным для покупателей во всем мире.

 

Supplychains.ru: Мы тоже сейчас наблюдаем, что вывести производство в Китай —  скорее становится данью моде, нежели чем-то эффективным. Неэффективное планирование, высокие риски доставки, стоимость транспортировки, неконтролируемость производства начали стоять намного дороже, нежели 10-15 лет назад. А какие примеры вывода российского производства в Китай знаете вы? Это было успешным мероприятием?