Данная статья скорее необходима поставщикам и подрядчикам нежели тем, кто покупает товар или услугу. Почему? Смотрите. Поставщик не выполнил поставку вовремя. Подрядчик получил авансы и исчез с объекта. Материалы оказались плохого качества, а возмещать поставщик ничего не хочет. Перевозчик не выполнил контракт (не подал состав, приехал с задержкой). Что сделает тот, кто заказывал поставку? Будет судиться в рамках условий договора и настаивать на исполнении и компенсации издержек. Но как заказчик обезопасит себя и свою компанию, от повторения подобного в будущем со «злостными нарушителями» порядка? Добавит исполнителя в Черный Список!
Ранее в наших статьях, мы писали о том, что может сделать Заказчик, чтобы поставщик или подрядчик не сорвали обеспечение вашей компании требуемыми товарами. Это и Аудит поставщика и Управление Поставщиками и много другое. Но что делать с недобросовестными поставщиками? Теми, кто несмотря на всё, не выполняет условия договора. Ответ очевиден: включать в Черный Список, исключать из конкурсов на закупку. Просить обеспечение контрактов. В общем, применять к ним самые жесткие меры.
Черный список поставщиков и подрядчиков – список компаний нон-грата, которым запрещен путь к получению заказа от соответствующей компании. Как он формируется? Остановимся на этом подробнее.
Для включения компании N в реестр «недобросовестных» она должна навредить, причем серьезно. За заря мало кто будет включать одного из рыночных игроков в ЧС. При включении компании в ЧС желательно использовать коллегиальное согласование, и не позволять включать компании в ЧС каждым закупщиком. Почему?
Чтобы узнать какие действия следует предпринять для избежания подобной ситуации, смотрите наш Учебник по закупкам.
Иначе, Черный список может стать «оружием вендетты» закупщиков с поставщиками и подрядчиками. Решение о включении должно приниматься только коллегиально и основано на неопровержимых доказательствах, с приложением объективного описания всей ситуации. Окончательное решение о включении стоит оставить за руководством.
Так на какие же вопросы нужно ответить при обсуждении включения компании в Черный список:
— Что случилось?
— Что сделали сотрудники Заказчика, чтобы этого не допустить?
— Какой ущерб нанесен Заказчику?
— Согласен ли Поставщик не компенсацию в соответствии с условиями контракта?
— Готов ли он компенсировать поставку другими услугами?
И много другое должно приниматься во внимание, когда идет процесс принятия решения. Оно должно быть взвешенное. При его принятии нужно понимать какая конкурентная среда остается у вашей компании (если включить одного из конкурентов в ЧС), сможете ли вы эффективно закупать без этой компании (без этого рычага давления на цены), не станет ли Черный список причиной роста издержек (цен ввиду сокращения количества игроков для вас на конкретном рынке). Ведь после включения компании N в ЧС, выбраться им будет из него ох как не просто. И вряд ли их еще раз пригласят даже для получения котировок цен.
Важно! При формировании Черного Списка, также необходимо разработать и механизм «выхода» из него. У компании N могут измениться акционеры, топ-менеджеры, что кардинально может повлиять на то, как они работают. «Всё течет, всё меняется», как говорили в древности.
Конечно, со случаями фрода, взяток и недобросовестных действий со стороны поставщиков и подрядчиков необходимо непримиримо бороться. Не терпеть подобное и сообщить всем компаниям, что если когда-либо станет известно, что компания N давала взятку должностному лицу, то она не только будет навсегда исключена из конкурсов, но и на нее будет налагаться штраф. Если же ситуация непоставки или поставки некачественной продукции связана с технологическими трудностями, стоит их выяснить, помочь поставщику их преодолеть и далее продолжать работу над оптимизацией стоимости и снижения издержек.
Черный Список в неумелых руках может стать не только защитой от внешних факторов, но и угрозой себестоимости. Подходите к вопросу взвешенно. А если вы кого-то все-таки включили в ЧС, сообщите нам название этой компании, чтобы и другие участники рынка не попались на эту удочку.
Давайте бороться с недобросовестными участниками конкурсов вместе!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.