Demistify: закупки в киноиндустрии

Наверняка постоянные читатели помнят наши чаяния поработать с продакшн компаниями для того, чтобы понять, а можем ли мы им помочь выстроить эффективную систему закупок, сэкономить деньги, выработать стандарт отрасли по закупкам.

film procurement

Скажу больше, к нам даже обратилась одна такая компания, мы несколько раз встречались, обсуждали вопрос контроля закупок, постановки закупочных процессов и прочее, но, к сожалению, мечтам, скорее нашим, не суждено было сбыться. «А счастье было так возможно».

Только сразу оговорюсь, что ни имён ни фамилий, ни паролей ни названий упоминать не будем. Все люди уважаемые, ну, видимо, были на то свои причины, а шарик круглый, может еще свидимся.

Для чего тогда этот пост, если не пожаловаться? Он конструктивный. Да, мы не сумели поработать, но смогли пообщаться с интересными людьми, немного прикоснуться к искусству и услышать много интересной информации об отрасли. Понять, что контроль закупок в киноиндустрии нужен, просто никто, видимо, не хочет быть «подопытным». Ведь это нужно структурировать, планировать, а с этим в кино проблемы.

Этот пост можно назвать взглядом закупщика на киноиндустрию из «своей песочницы». И публикуем мы его, для того, чтобы кинокомпании могли воспользоваться, на наш взгляд, полезными советами.

 

Let the show begin!

Есть несколько уровней принятия решений: те кто даёт деньги и те кто их тратит. Безусловно, этот пост будет интересен только тем, кто выделяет деньги на фильм или тем, кому нужно будет по ним серьезно отчитываться и контролировать расходы. Большие сомнения, что продюсеры, чья задача обеспечить площадку и процесс воспользуются этими советами. Ориентируемся на инвесторов.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ

После получения задания от компании Н, мы приступили к анализу статей затрат при съемках фильма. Выделив основные, обсудили с Н можно ли попробовать спланировать сроки поступления материалов, арендуемых камер и прочего на площадку, чтобы отсчитать срок когда лучше начать процедуру закупок. Оказалось, что сценарий вещь очень и очень вариативная. Может поменяться и в последний момент. Ну и это не проблема, ведь для закупок и срочного обеспечения тоже есть свои приёмы. Что мы вынесли полезного: четкое планирование закупок в киноиндустрии сложно достижимо из-за возможных изменений в сценарии. Но это не проблема, а лишь ограничение, которое нужно взять на вооружение и выстраивать стратегию закупок в соответствии с этим.

 

КАСТИНГ И ТЕНДЕР НА АКТЁРОВ

Боюсь сейчас услышать тысячи разгневанных людей, но оказалось, что можно попробовать тендерить актёров. Т.е. на тот момент нам дали «зелёный свет» на это. Супер звезд – скорее нет, а актёров менее статусных – почему бы и нет? Механизмы у нас есть. Мы их предложили и ребята из Н даже согласились с подходом.

 

КАМЕРА, СВЕТ, МОТОР!

Серьезной статьёй затрат является и аренда всего вот этого добра. Причем, как мы увидели и услышали, никакой конкурсной составляющей в подавляющем большинстве случаев нет, а камеры, свет, звук предоставляют «друзья друзей». А как водится, на ком больше всего зарабатывают? Ну вы поняли. Мы увидели, что можно попробовать стандартизировать и эту работу. Выработать соответствующие инструменты и критерии выбора подрядчиков.

 

ПРАВИЛА ЗАКУПОК

Насколько нам стало понятно, компании Н очень понравилось то, что мы хотели разработать (и разработали, но уже не для них) Регламент закупок для киноиндустрии. Единые правила игры, по которым должны идти закупки в продакшн компаниях. Конечно, закупать умеют все и в этом мало сомнений, ведь каждый из нас покупал машину и получал «суперскидку» у дилера. На эту тему, предлагаю уделить 3-5 минут статье про то, чем схожи закупки с игрой в футбол.

НО! НО! НО! Закупки и обеспечение – профессия. Привезти вовремя, в нужном качестве, количестве, в нужное место по оптимальной стоимости. Искать альтернативу. Провести аудит поставщика и подрядчика, понять его возможности, помочь ему развиваться, чтобы он снижал ваши затраты – это лишь часть обязанностей профи.

Кстати, регламент закупок мы подготовили. Кому интересно, пишите, обсудим.

 

ПОСТПРОДАКШН

К сожалению, мы не увидели бюджета кинокомпании на постпродакшн в сравнении с процессом съемок. Полагаем, что он не маленький и конкуренция на этом рынке должна быть серьезная. Опять же, из-за отсутствия чётких правил игры, обеспечивающих минимальный уровень уверенности для инвесторов, отсутствия понимания процесса тендера на выбор подрядчика нам сложно судить о качестве конкурентной проработки в этой части кинопроизводства. Можем предположить, что дела не сильно лучше, чем скажем в аренде оборудования или недвижимости.

 

Закупки в киноиндустрии необходимо ставить и это факт, который как нам показалось, сложно отрицать. Тот кто первым возьмется за этот процесс, будет иметь разработанные регламенты, отдел закупок и прозрачный сквозной контроль процесса принятия решения определенно выиграет в это непростое время. Кроме всего прочего, мы конечно деталей не знаем, но можем предположить, что компаниям с поставленной системой закупок гораздо проще получать гранты от государства. Оптимизация госбюджета и высокие требования к расходованию денежных средств рано или поздно приведут к тому, что качество осуществления закупок станет одним из критериев получении помощи из Фонда Кино. Или не будет этого?

 

Мы хотели бы услышать мнение профи из киноиндустрии, их взгляд на ситуацию с закупками и обеспечением кинопроизводства.

Появились вопросы? Напишите нам.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.