Gartner: Цифровизация цепи поставок

Одному из наших иностранных партнёров удалось посетить мероприятие Gartner, где агентство собирало представителей бизнеса поделиться тем, что же сейчас нового и интересного происходит в их цепях поставок. Как они взаимодействуют с технологиями будущего , и как представляют дальнейшее развитие цепей поставок.
Вы не знаете что такое Gartner и что они делают для цепей поставок? Как они прогнозируют самые прорывные технологии и периоды их массового применения? Что такое Gartner Supply Chain Hype Cycle? Тогда мы отдельно расскажем об этом в одной из следующих статей.

 

Gartner начинает и выигрывает

Первое, что бросилось в глаза нашему герою, несмотря на сложные геополитические времена, представителей на конференции не убавилось, а совсем даже наоборот. Если предыдущие конференции собирали по 1500 участников, то в этом году со всех концов мира съехались пообсуждать и послушать про новейшие технологии в цепях поставок более 2 200 участников! И надо отметить, что это вам не встречи и конференции закупщиков в России, куда каждый директор по закупкам и цепям поставок, если и сочтёт необходимым приехать, то только чтобы сделать краткий рассказ «какие они молодцы», чуть поухмыляться над конкурентами и покритиковать коллег, и уехать по делам, не дождавшись конца. Или десятки ассоциаций закупщиков, которые стараются притянуть к себе спонсоров, заманивая участников красивым местом, вкусной пищей или…чем же ещё?

 

Второе интересное наблюдение. Участие частных компаний в сессиях Gartner – платное. Т.е. вы понимаете, что компании готовы заплатить около 100 000 долл. США, только чтобы их имена звучали в одной строке с Gartner, когда будут писать пресс-релизы о событии. Кейс интересный. А зачем так раскрывать свои бизнес-секреты и платить за свою сессию? Зачем показывать свой софт и рассказывать про вызовы и решения своей цепи поставок? Не для того ведь, чтобы ввести в психологический трепет конкурентов. На этом уровне бизнесов (Nike, WALMART, AMAZON, 3M) такая история вряд ли сработает. Частные спонсорские сессии были заполнены до отказа, контента было хоть отбавляй, потому видно, что с организацией таких сейшнов у Gartner всё в порядке!

 

Цифровизация — Диджитализация

Основной лейтмотив конференции в этом году  — цифровизация  цепи поставок. Тема, которую мы уже поднимали в ряде статей для наших читателей, где даём своё видение возможностей для закупок и цепей поставок от внедрения новых технологий и какими хорошо бы они были. По словам нашего героя, тема цифровизации цепи поставок на устах почти у всех участников, но мало кто понимает, что это такое и как (и надо ли?) отделять тему от использования специализированного софта для решения бизнес-задач.

Презентации первого дня не в полной мере раскрыли термины «цифровизация закупок» или «цифровизация цепи поставок» слушателям, всем очень хотелось это сделать, все очень хотя старались, но не смогли. Цифровизация наиболее часто сводится к обсуждению совокупности технологий — датчиков, искусственного интеллекта, 3D-печати, роботов и т. д., обретая всё более масштабные размеры.

Полезно было услышать и мнение руководителя по цепям поставок компании 3М, который определил цифровизацию цепи поставок как электронное/удалённое соединение с каждым узлом в цепочке поставок и создание, так называемых, «цифровых двойников» продуктов и процессов для быстрой реакции на происходящее.

Таким образом, очевидным примером последнего было бы создание сквозной модели цепочки поставок компании в сетевом инструменте проектирования, например, предложенном LLamasoft и другими. То есть цифровое представление физической цепи поставок, позволяющее виртуальное тестирование стратегий (где расположить РЦ, какой маршрут выбрать, сколько везти) и идей для оперативной реакции на новые возможности и вызовы.

Интересно отметить, что Gartner применили свою широко известную технологическую схему «hype cycle» для цифровизации цепи поставок, и обнаружилось, что «цифровизация» близка к вершине. Компании должны быть готовы к множеству ударов и разочарований на пути внедрения, поскольку «цифровизации» предстоит пройти ещё большое количество испытаний перед тем, когда будет ясно чем она полезна нашей сфере. Поэтому, если внедряете, просто будьте готовы к этому.

 

Инновации и ТРИЗ

Много презентаций коснулось и темы инноваций в крупных компаниях. Что отрадно, большинство компаний понимает, что лидеры инноваций имеют структурированный процесс для стимулирования инноваций, в том числе четкую инновационную стратегию, правильные вспомогательные показатели, обучение и т. д. Другими словами, инновация не просто происходит, она должна быть катализирована средой и структурой, что позволяет инновациям процветать. Это не озарение, это овладение инструментами, в том числе и ТРИЗ (прим редактора. мы скоро напишем о том, что это такое и чем полезно в придумывании новых вещей или процессов).

В качестве простых примеров, та же компания 3M, по-прежнему просит своих менеджеров потратить 15% своего времени на инновационное мышление, в то время как Gartner отметил, что Unilever даже создал «Digifund», в котором сотрудники могут подать заявку на до 10 000 евро на инновационные проекты — и такие запросы автоматически утверждаются если комментарий от руководства не получен в течение 48 часов. Представьте только, если топ-менеджер «не успел посмотреть», то идея претендует на деньги фонда, ну и кому тут надо поработать?

На более поздней презентационной сессии менеджер Unilever рассказал, что в 2017 году программа имела такой успех, что в этом году финансирование удвоилось. Идеальная идея, не правда ли?

 

Глобализация и роботизация забирают рабочие места

Ведущий CNN, Fareed Zakaria, был одним из главных гостей конференции. Он явно очень умный и очень подготовленный оратор. Впечатленный, наш герой рассказал подробно о чём рассказывал этот человек.

Закария выделил, что свободные рынки и глобальная торговля — единственные пути, которые сегодня способствуют экономическому росту. Но эта глобализация — в сочетании с воздействием технологических инноваций — угрожает многим, поэтому, не следует удивляться, что вводятся протекционистские импортные пошлины или поднимаются тарифы. Он также привел очень интересную статистику. Сказал, что для большей части американской истории рабочие места в основном восстанавливались примерно через 6 месяцев после окончания рецессии. Но в период спада в начале 1990-х годов для восстановления рабочих мест потребовалось 15 месяцев.

В рецессии 2001 года это было 27 месяцев и колоссальные 64 ​​месяца после Великой рецессии 2008-2009гг.!

Несомненно, это частично связано и с развитием робототехники, искусственного интеллекта и других форм автоматизации. И, таким образом, этот страшный, но, к сожалению, очень точный комментарий имеет место быть: программное обеспечение скоро сможет сделать лучше почти все, что делают люди.

Закария привел пример из статьи авторитетного журнала, написанной пионером Интернета Марком Андресином под названием «Программное обеспечение сЪест мир», в котором утверждается, что программное обеспечение просто нарушило аппаратные ограничения, которые всегда ограничивали прогресс.

Реальность же заключается в том, что софт сможет диагностировать ваши медицинские проблемы на основе ваших симптомов лучше, чем врач. Или создать прогноз лучше, чем самый «точный и везучий» планировщик потребностей. Закария отметил, что в Стэнфорде изобрели программу ИИ, которая создает симфоническую музыку, и эксперты не могут отличить компьютерное и человеческое это произведения. Также используется ИИ для того, чтобы создать трейлеры к фильмам, взяв на себя то, что когда-то считалось умением, которым обладали лишь некоторые таланты киноиндустрии…

Людям предстоит многое сделать, чтобы справиться с предстоящими нарушениями рынков труда, — сказал Закария, — не шутя. Но в конце, он был оптимистичен, уточнив, что, с другой стороны, люди будут свободны от выполнения «линейных» задач и смогут повысить уровень активности. Хотел бы и я быть в равной степени оптимистичным. Например, если пара миллионов водителей грузовиков будут заменены автопилотируемыми автомобилями, я не уверен, в каком направлении их карьеры смогут измениться…Печально, но надо к этому готовиться.

 

Спасение Nokia в управлении цепями поставок

Христиан Форстер из Nokia, заменивший другого исполнительного директора цепочек поставок, рассказал хорошую, но не примечательную историю о том, что компания по-прежнему стремится к совершенству цепочки поставок. Nokia прошла три этапа: во-первых, были сделаны основные усилия по сокращению затрат за счет повышения эффективности, затем акцентировали внимание на повышении гибкости цепочки поставок (да-да agile) и теперь стали более ориентированными на клиента. Кроме того, было интересно услышать, что Nokia размещает своё производство на  «умных» заводах, логистике и складах, которые объединяют приборы – более 10 000 датчиков на одном китайском заводе — с возможностями ИИ для обеспечения видимости и устойчивости цепи поставок.

Понимаем, что немного сумбурно, но это то, что нам удалось услышать от нашего героя и транслировать нашим читателям. Быть может, мы встретим в сети более подробные описания сессий или презентации с этой конференции, и предложим их вашему вниманию.

Оставайтесь с нами, чтобы быть в курсе последних новостей и событий! Кстати, билет стоил около 3500 долл. США

Читайте, думайте, цифровизируйте!

А.Чейн