За тридевять земель: Как управлять иностранным активом из офиса Центральной Компании

Хорошо знакомая многим ситуация: Компания, в которой работаете, приобретает иностранный актив, «запускает» в него свой менеджмент (как правило Генерального Директора, Коммерческого Директора и Директора по безопасности), а руководителю службы снабжения в офисе Центральной Компании в Москве (любом другом городе) ставится задача повышения эффективности управления Supply Chain, контроля за расходами и координации работы службы Supply Chain иностранного актива.

 

20130801-013348.jpg

Опять же: куда бежать, что делать? Этому не учат в университетах и школах, к этому можно прийти только через опыт, свой или руководителя. Как вести себя с американцами, европейцами, англичанами, азиатами, когда они не контрагенты, альтернативу которым можно найти, а подконтрольные сотрудники?

Прежде всего, из своего опыта хочу отметить, что нужно изучить бизнес-практику региона. В разное время, мне удалось заниматься проектами оптимизации закупочной деятельности на предприятиях ближнего — Украина, Армения, и дальнего зарубежья – Швеция, Великобритания, страны Южной Америки.

В различных отраслях, разных странах, Вы всегда будете чувствовать отпор по изменению действующего «уклада» жизни, но все равно, главное – «не рубить с плеча». Помимо того, что управление навязывается новым собственником, ведь остаются прежние работники, так еще и устанавливаются новые правила — представьте свое поведение в такой ситуации?

Здесь изучение странового стиля ведения бизнеса уже не красивые слова из журналов, тренингов и книг, а реальность, с которой Вам придется работать. Не поленитесь, найдите десяток книжек. Изучите риски, возможности, восприятие поведения, правила ведения коммерческой деятельности в конкретной стране.

В Европе, например, на приемке товара верят «сертификату качества», а в России практически каждую единицу поступающего на склад товара взвешивают.

Столкновение стереотипов и бизнес-практик неизбежно.

В Японии контракт – все равно, что кровью расписаться, в Италии – лишь формальность для достигнутых устных договоренностей, и есть немало случаев, когда его могут не придерживаться.

Сталкиваясь и сравнивая то, как иностранцы торгуются, как выбирают поставщиков и подрядчиков, с нашим менталитетом — можно прийти в ужас. Работают, опираясь на опыт, долгую историю взаимоотношений и особо не просят скидок. Здесь, как нигде в другом, российский подход к закупкам становится бесценным уроком и для иностранных коллег. Да, без тени смущения скажу, что то, как просят скидки представители «Российской школы»Supply chain, не просят больше нигде. Иностранные коллеги с удивлением и порой удовольствием наблюдают, как ведутся жесткие коммерческие переговоры с миллионом фактов «за» то, чтобы получить скидку и лучшие коммерческие условия для предприятия. Как привлекаются новые поставщики, с которыми первое время «не так удобно», просто потому, что они раньше не работали. А именно найдя и создав конкуренцию среди «удобных» (по бизнес-процессам!), можно вести эффективную коммерческую деятельность без потери качества исполнения поставки, оказания услуги.

На мой взгляд, иностранцам стоит обращать больше внимание на представителей «российской школы» закупок. Они могут привнести много положительного в работу компании, договариваясь о низких ценах и ставках, выбивая лучшие условия в современном тяжелом для каждого бизнеса мире.

Также я не разделяю подхода, когда российские управленцы пытаются все сломать, не определяя стратегии вместо того, что есть. Нам тоже есть чему поучиться у иностранных коллег: комплексным подходам к Supply Chain Management, планированию, автоматизированным системам, эффективному аутсорсингу и т.д.

Возвращаясь к обсуждению вопроса и рекомендациям, приведу несколько первых шагов, которые помогут на первых порах не растеряться, а начать работу с иностранным активом, который доверили Вам в управление:

1.Уделить время и почитать про бизнес и коммерческую практику в стране. 65% написанного правда, а это уже не много.

2.Полезно получить регламентирующие документы,понять как устроено планирование, процесс отбора, претензионная деятельность, договорные отношения.

3.Если вообще не говорите, то пройти ускоренный курс по языку страны, где предстоит контролировать закупочную деятельность. Переводчик – хорошо, но если Вы не поймете ни слова, то не почувствуете бизнес и управление может вскоре перейти Вашему коллеге.

4.Запросите структуру службы снабжения предприятия, их загруженность, функционал и KPI.

5.Запросите информацию по закупкам для оценки эффективности.

6.Оцените остатки на складах и неликвидную продукцию, это миллионы неучтенных замороженных долларов.

Анализ этого минимума информации позволит составить предварительное понимание о процессах, достигнутых результатах за прошедшие периоды и наметить план дальнейших действий, подготовить вопросы для общения с ключевыми людьми Supply Chain иностранного актива с целью оптимизации коммерческой деятельности.

И еще одно: посещайте, посещайте и посещайте иностранное предприятие столько, сколько позволяет бюджет командировок. Только так вы сможете управлять иностранным активом, понять все процессы, разобраться и вносить коррективы. Даже если это очередной металлопрокатный завод, все равно: это другая страна, другой менталитет, и здесь могут действовать абсолютно другие производственные задачи.

Ведь даже находясь в одной стране редко можно что-то эффективное сделать, не чувствую атмосферы предприятия, только из офиса Центральной Компании.

Мир глобализации ломает рамки, привносит в Россию и страны СНГ международные правила игры, в том числе и в службы Supply Сhain, в то же время, нельзя забывать, чем сильны российские управленцы и в симбиозе с международными лучшими практиками создавать свои правила функционирования эффективной цепи поставок.

Если после прочтения остались вопросы или Вам доверили в управление иностранный актив, и не знаете с чего начать, напишите нам.