Гуммиарабик: невидимый компонент в Supply Chain безалкогольных напитков

Только представьте, Вы открываете газированный напиток и видите, что весь сахар осел на дне и кристаллизовался. Согласитесь, было бы грустно, но это — то, что произошло, если бы это не было такого ингредиента как Гуммиарабика. Глобальные производители безалкогольных напитков  невероятно сильно зависят от этого эмульгатора, но в связи с отсутствием прозрачности цепи его поставок, ощущаются реальные проблемы.

Гуммиарабика

Известный как резина акации или E414, гуммиарабик — эмульгатор и стабилизатор, сделанный из ветвей Сенегальского акации. Среди множества его применения такие как, гуталин  и газетное производство, в качестве связующего для печати. Также это важный компонент в шоколаде и конфетах, но наиболее важной является роль, которую он играет в производстве безалкогольных напитков – он связывает сахар с напитком. По существу это — съедобный клей.

Для природного компонента с таким широким спектром применения, он  также идет с доброй долей критики. У гуммиарабика яркая история. В 1997, когда американское правительство вынесли санкции против Судана – крупнейшего производителя в мире  – лоббисты выступили, и в результате единственным продуктом, освобожденным от экспортного запрета, был гуммиарабик; США рапортовали, что такой запрет повредит всей пищевой промышленности страны.

Тогда на пресс-конференции, суданский посол в Вашингтоне ответил на санкции, которые были все еще наложены, в разговоре о США, вмешивающихся в гражданскую войну Судана. Держа банку Coca-Cola, он заявил : «Я могу остановить гуммиарабик, и все мы потеряем это».

Недавно в Судане произошли этнические столкновения из-за земли, где выращивают акацию, вызванные попытками  обменять ресурсы на оружие или наличные деньги. Утверждается, что поставки извлеченного сока вывозятся контрабандой из Судана, например в Чад, ставя под удар монополию Судана.

Судан является производителем  70-80% мирового  гуммиарабика – некоторые эксперты указывают всего 40% – глобальные цепи поставок крупнейших производителей безалкогольных напитков, кажется, сегодня зависят от него более чем когда-либо. В докладах предполагается, что в первой половине 2013, экспорт из страны вырос до 33 000 тонн с доходом $50 миллионов. Ожидается рост до $70 миллионов к концу года.

Информации о том, какие компании закупают гуммиарабик в Судане, попросту не существует. Даже узнать, какие фирмы производители используют его невозможно, редко когда встретишь его упоминание на этикетке. Поиск в онлайн супермаркетах США и Европы показывает многочисленные результаты ‘гуммиарабик’, ‘резина акации’ или ‘E414’. В сети ASDA, например, перечисляются знакомые нам Colgate, Haribo и Nestle среди других, как содержащие компонент. Заметьте,  упоминания какого-либо бренда безалкогольного напитка нет.

Нет никакого упоминания о гуммиарабике и в Отчете об Устойчивости Coca-Cola в 2012, и компания не будет ни подтверждать ни отрицать свой источник поставок. Однако, в интервью несколько лет назад, Мансура Халида, президент правления Gum Arabic Company, рассказали Национальному Общественному Радио: » [Coca-Cola] покупают обработанную резину в Европе,  Европейские поставщики покупают обработанную резину в Судане. И Вы знаете, все это глупо.»

Причины, по которым компании отказываются обсуждать гуммиарабик многогранны. Последние беспорядки в Судане, возможно, могли навредить лояльности покупателей, тем более, что борьба могла воздействовать и на непрерывность производства в Судане. Нехватка прозрачности вряд ли является  попыткой ввести в заблуждение потребителей, скорее это процесс направленный на сохранение устойчивости цепи поставок, как это не покажется странным. Заяви сейчас всему миру о том, что потребляется это сырье, кто знает, что будет с ценами, в том числе и на напитки.

«Проблема состоит в том, что с безалкогольными напитками, такими как Coca-Cola, потребитель покупает продукт полный сахара и, вероятно, не задается вопросом, были ли компоненты этически правильно поставлены», говорит  директора по оптовым продажам безалкогольных напитков. «Смотря на ситуацию глазами  Coca-Cola или PepsiCo, они задаются вопросом о том, кто действительно собирается извлечь выгоду из знания того, откуда гуммиарабик прибывает, в то время как большинство потребителей, вероятно, никогда и не слышали о нем».

Сара Ривас, независимый гуманитарный работник, которая работала над проектами повышения устойчивости Supply Chain небольших фермерских хозяйств Судана, полагает, что компании должны быть прозрачными для пользы своей глобальной системы поставок.

«Для многих местных фермеров урожай акаций — средство к существованию. Бойкот  Coca-Cola  или другого покупателя,  вряд ли будет служить эффективным инструментом, поскольку эти компании будут поставлять откуда-либо еще или искать альтернативы. Жизни около пяти миллионов человек в одном только Судане зависят от дохода с гуммиарабика, при этом средняя заработная плата меньше чем 1200$ в год. «Насколько я знаю, компании производители не покупают гуммиарабик непосредственно от фермеров, но возможно они должны это делать. Это могло бы привести к улучшению условий жизни, регулированию условий труда, без увеличения стоимости гуммиарабика, просто поменяйте цепь поставок» сказала Ривас, обращаясь к потребности в инвестициях в программы устойчивости для гуммиарабика – наподобие проекту Coca-Cola по культивированию сахарного тростника.

Комментарии

Уверен, что это не единственный подобный продукт, который «скрывается от общественности» с целью сохранения рынка. Возможно, в период глобальных экономик и игроков стоит все же «раскрыть карты»? Дать людям, клиентам больше понимания о том, откуда и что берется, с тем чтобы выходящее на первое место качество позволяло расширять рынки сбыта и повышать лояльность.

Существуют ли подобные примеры в Вашем бизнесе или может знаете о подобном в пределах РФ и СНГ? Мы будем рады услышать об этом.