Контроль поставок железной руды в Азию ведущими добывающими компаниями может быть ослаблен. RIO Tinto и BHP Billiton столкнулись со снижением объемов поставок железной руды в Азию в связи со значительным ослаблением волатильности транспортных затрат (фрахта), сообщают два крупнейших исследовательских центра.
Обзор глобальной системы поставок сырья установил, что крупнейшие владельцы сырья имеют механизмы влияния и регулирования цены на железную руду, принимая решение о производстве того или иного объема в определенный период на основании понимания производственной программы основного конкурента.
Действующие три крупнейшие добывающие компании в мире — Valе, BHP Billiton и RIO Tinto — управляют приблизительно 65% рынка железной руды, поставляемой навалом в мире.
Эти компании настолько крупные, что у них есть »право первой ночи» по фрахтованию судна в регионах, в которых они работают. И здесь им нет равных.
Также олигопольное положение достигается под влиянием внешних факторов, таких как наличие морских судов для перевозок и более легкая (более дешевая) возможность доступа к региональным областям. Затраты на фрахт — важнейшая часть ценообразования на железную руду, поставляемую морским транспортом, и в некоторых случаях рынок фрахта может подвергнуть рынок беспрецедентным изменениям.
По информации агентств, недавнее увеличение количества морского транспорта в регионах относительно стабилизировало затраты на фрахт на некоторое время, и гарантировало легкую возможность доступа производителей различной величины к глобальным рынкам. Это может увеличить доступность новых региональных областей к мировым рынкам и уменьшить пространство для олигопольных компаний, поскольку полные затраты цепи поставок для них становятся менее предсказуемыми.
Устойчивые затраты на фрахт могут позволить небольшим производителям соглашаться даже на «невыгодные» цены по контрактам на Азию, и это может отодвинуть рынок от его олигопольного равновесия.
Эта информация, безусловно, понравится новым игрокам на рынке железной руды, таким как Fortescue Metals Group и плановый запуск Gina Rinehart Проект Roy Hill, так как отрывают им перспективы выхода на один уровень с Vale, BHP, RIO.
Комментарии
Как мы и писали ранее, фрахтовый рынок является одним из важнейших для функционирования глобальных компаний, процветания развития экономик. Изменения во фрахте могут носить локальный характер или глобальный, суматоха в одном регионе может вызвать бум или коллапс (для кого как) в другом. Транспорту отводится все бОльшая роль в функционировании компаний и это следует не упускать из виду.