Контейнер: Коробка, которая сделала Мир меньше, а Мировую экономику больше

Продолжая тематику «Транспорт в Supply Chain», предлагаю обратить внимание на такой вид перевозок, как перевозки в контейнерах. За последние 80 лет, КОНТЕЙНЕРЫ можно смело назвать своеобразной индустриальной революцией, резко изменившей баланс сил в Мировой торговле.

20130918-231328.jpg

Услуга по перевозке продукции в контейнерах или как еще говорят «морских контейнерах», является чуть ли не одной из самых молодых и активно развивающихся отраслей в современном мире, благодаря тому, что конкурирует с вагонными, морскими и автомобильными перевозками. К тому же, контейнеры позволяют поставщикам оставаться максимально гибкими и конкурентоспособным, несмотря на количество перевозимого груза, оперативно реагируя на спрос, а покупателям получать товар там, где они этого захотят, в нужном качестве. А не это ли одна из целей Supply Chain Management?
Желание снизить затраты, унифицируя габариты перевозимого груза – задача из области оптимизации Supply Chain для любой эффективной организации. Появление контейнеров тоже начиналось с одной автоперевозочной американской компании, которая всего лишь хотела быть конкурентноспособной! Казалось бы, что здесь такого: железный короб. Но если чуть-чуть углубиться в историю, то Вы поймете, что использование этой коробки в качестве универсального перевозочного устройства дало импульс к развитию многих экономик и отраслей: начали строиться и модернизироваться порты, появляться специальные жд платформы, создаваться судна для перевозки контейнеров и т.д.

Классическая схема перевозки, в которой обычно используются контейнеры, выглядит следующим образом и называется мультимодальная перевозка:

20130918-234911.jpg

Вы видите, сколько этапов в процессе доставки задействованы. Если бы это был разношерстный груз, а не стандартная 20 или 40 футовая коробка, то перевозить и обрабатывать такое количество было бы намного сложнее и дороже.

В Европе в 2011 году объем перевезенных грузов в контейнерах по различным данным составил от 230 – 250 млн т. Больше перевозили только в насыпных суднах — балк (уголь, зерно, руда) или нефтяных танкерах.

Как мы и писали ранее, транспортировка в Supply Chain Management наиболее часто передаваемая сторонним организациям услуга, просто потому, что объемов одной компании редко когда достаточно для организации эффективной и недорогой перевозки. Появляются 3PL и 4PL провайдеры, предлагающие мультимодальный сервис клиентам, чтобы те забыли о необходимости покупать вагоны, судна, арендовать причалы и т.п.
Виды контейнеров, типы контейнеровозов детально описаны во множестве интернет-ресурсов, мы же хотим остановиться на деталях, о которых не принято сильно распространяться.

Например, смоделируем ситуацию, когда Ваша компания определились с объемом и направлением перевозок. Начинаете запрашивать коммерческие предложения у перевозчиков на осуществление мультимодальной перевозки в контейнерах. При этом, подготовка грамотного Коммерческого Запроса важна и здесь, а не только при закупке сложного технического оборудования или сырья.

От того, как Вы спросите, зависит то, как ответят.

Можем предположить со 100% вероятностью, что при первоначальном запросе сквозных ставок для мультимодальной перевозки из пункта А в пункт Б, Вы получите ставки, отличающиеся на 20-40% друг от друга, и здесь – не спешите делать выводы:

1) В первую очередь, необходимо проверить и переподтвердить у перевозчиков, что ставки включают в себя весь сервис, который Вам необходим:
— Погрузка
— Выгрузка
— Перевалка/обработка в порту
— Подача контейнера
— Подача жд платформы и др.
В конце концов, Вы покупаете услугу, сервис а не контейнер. И, полагаем, хотите, получив одну ставку, больше ни за что не платить.

2) Далее, необходимо выверить у всех перевозчиков, предоставивших предложения, дополнительные условия, которые, как правило, прописывают мелким шрифтом в контрактах:
— время бесплатного хранения
— время бесплатного пользования
— время загрузки/выгрузки и т.д.
Все это в совокупности может сделать из самой низкой ставки – самую дорогую, и на это просто необходимо обращать внимание!

3) Провести анализ полных затрат на перевозку в контейнерах в прошлых периодах и ответить себе на вопрос:
Какие были полные затраты, с учетом всех штрафов, на перевозку с конкретной транспортной компанией? Поняв статистику, Вам будет намного легче принимать решения.

ВАЖНО: Также перед тем как принимать решение об использовании контейнеров, есть смысл ответить себе на один из важных вопросов Supply Chain: What if? или Что если? Что если ехать не контейнером, а альтернативным видом транспорта? Ведь контейнеры – не панацея, и на каком-то направлении они могут быть не так эффективны.

После осуществления этих шагов, сведения всех параметров в единый формат – Конкурентный лист, Вы, как минимум, получите объективную картину, учитывающую альтернативные варианты транспорта и текущие условия, и это позволит принять взвешенное решение.

Со своей стороны, мы надеемся, что данная статья даст возможность лучше разобраться с вопросом, которому, как мы не устаем повторять: НИГДЕ НЕ УЧАТ!

Опытным читателям, есть что добавить? Просим комментировать, это будет полезно всем.