Door-to-Door: следить за каждым шагом товара

Криспин Мэир, основатель и директор компании Crimsom&Co, считает, что освоение развивающихся рынков для производителей товаров массового потребления сегодня является одним из ключевых направлений их роста. Однако усилия большинства компаний в области их цепей поставок и сбыта недостаточны, чтобы поддерживать эту стратегию роста.

doortodoor-lg

Доставке продуктов от ворот фабрики до конечного пользователя уделяется недостаточно внимания

Если спросить директоров цепей поставок, приблизительно через сколько оптовых складов и дистрибьюторов  их товар проходит от ворот фабрики до конечного пользователя в самой захолустной глуши, скажем, Китая, лишь немногие смогут ответить. А между тем, сегодня этой информацией необходимо владеть, особенно для освоения развивающихся  рынков. И вот почему.

Инновационный подход

Компании, которые изощряются работать с дистрибуцией на развивающихся рынках  — обеспечивать в срок, и на 99,5% удовлетворять спрос, невзирая на ограниченную историю спроса, противоречивость прогнозов, ограниченные периоды продаж и длинные сроки поставок  – самые инновационные. Они заставляют руководителей Supply Chains находить оптимальные пути обслуживания и общения с клиентами, предоставляя им информацию о новейших продуктах, и получая взамен информацию о том, какие продукты могут быть востребованы клиентами через неделю. Таким образом, они планируют свой бизнес, основываясь на поденной и почасовой информации. Эти компании добиваются успехов на новых рынках именно благодаря подобному непосредственному взаимодействию с потребителем.

Оценка рисков

Анализируя возможные риски, как в собственном бизнесе, так и в бизнесе своих поставщиков, производители товаров массового потребления зачастую игнорируют необходимость застраховаться от возможных сбоев в цепи поставок и сбыта. Например, с целью обеспечения непрерывности своих поставок они могли бы разработать «аварийный выход» из ситуаций, если какой-либо из их производственных объектов вдруг остановится на пару недель. То же самое применимо и к поставщикам. Анализируя финансовые риски, отдел закупок, в основном, полагается на то, что поставщик имеет устойчивую и надежную бизнес модель, не вникая в последствия возможных срывов поставок какого-либо продукта по различным причинам, например, как остановка какого-либо производственного блока своего поставщика или сбой в его цепи поставок. Эффективная оценка рисков подразумевает, в том числе, необходимость разработки плана «Б», направленного не только на минимизацию возможных финансовых потерь в случае чрезвычайной ситуации, но и на разработку «аварийного плана» для  обеспечения своевременных поставок на интересующие компанию рынки.

Подводные камни

Выбирая поставщика на международном рынке, компании, как правило, ориентируются на предложенную закупочную цену, совершенно упуская из виду и своих финансовых расчетов издержки, связанные с фактором расстояния. Между тем, этот фактор может существенно повысить закупочную цену за счет дополнительных затрат, связанных с увеличением оборотного капитала, потерей актуальности данного товара, проблем с его качеством, возникших из-за больших расстояний, невозможностью проявлять гибкость по отношению к изменениям в спросе и т.п. Сегодня многие организации, которые свои основные закупки предпочитают делать в отдаленных компаниях Дальнего Востока, в качестве страховки находят еще одного поставщика, географически не столь отдаленного, который сможет гарантировать срочные поставки в нужных объемах, если и когда понадобится. Количество компаний, которые могут делать правильные подсчеты полной себестоимости своих закупок с учетом всех издержек, связанных с расстоянием, качеством и другими условиями, на сегодняшний день удивительно мало. (прим. Supplychains.ru: мы писали ранее про необходимость считать Совокупную стоимость)

Таким образом, эффективно организованная цепь поставок и сбыта – с инновационным подходом, правильной оценкой рисков, подводных камней и подключением лучших сотрудников к решению этой ответственной задачи – способна вывести компанию на лидирующие позиции на развивающихся рынках.

Supplychains.ru: Как плотно Вы работаете с потребителями и поставщиками? Насколько глубоко знаете их требования и цепи поставок, чтобы быть уверенными в своей?