Как Торговать Эффективно: Электронные Торговые Площадки

Электронные торги, открытые и закрытые конкурсы, внеконкурсный отбор, голландский аукцион — основные способы выбора поставщиков, подрядчиков и перевозчиков в условиях конкурентной среды. Что из этого эффективно? На чем остановиться? Чтобы рассказать о каждом, мы предлагаем серию статей.

image

Если Вы посмотрите на то, как происходят ГОСЗАКУПКИ В РФ, то скорее всего на этот вопрос ответите: «Конечно электронные торги!». Позвольте не согласиться.

Наш ответ: «Необходим баланс и применение каждого из этих способов для достижения конкретных целей, в зависимости от того, что выбираем»  

В последнее время, электронные торговые площадки (ЭТП) получили широкое распространение в России. Если попробовать пересчитать только независимые, то совершенно точно их не менее 10, с учетом частных ЭТП и того больше!  Основными пользователями-закупщиками ЭТП, в силу особенностей осуществления госзакупок в РФ, являются государственные учреждения, компании с государственным участием и компании, оказывающие регулируемые виды деятельности, т.е. компании чьи услуги тарифицируются государством (городская связь, электроэнергетика, тепло, водоснабжение и т.п.). Всем им соответствующими Законами предписано размещение информации о закупках на специальном общероссийском сайте о госзакупках.

При этом, насколько эффективно происходит охват рынка, насколько глубоко прорабатываются поставщики, насколько детально рассматривается ценообразование — оставляет вопросы, и причем большие.  

ОХВАТ РЫНКА

Для того, чтобы ЭТП была эффективна, необходимо формирование в её рамках высокой конкурентной среды. Если берем 10 независимых ЭТП, то для того, чтобы все они были эффективны, ВСЕ возможные поставщики/ подрядчики/ перевозчики, должны быть зарегистрированы на всех этих 10 площадках, а такого практически не бывает. Далеко не всегда ТОЛЬКО размещение информации о конкурсе/тендере на электронной площадке достаточно, чтобы охватить весь рынок и все альтернативы. Менеджеры по закупкам абстрагируются от поиска альтернативы, выполняя требование размещения информации на электронной площадке. Никто их в этом не обвинит, ведь считается, что ЭТП должна содержать высокую конкурентную среду. Зачастую это не так. И если рассматривать эффективный подход, то, наверное, просто размещением на электронной площадке информации обходиться не стоит.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ

Допустим, Вы разместили информацию, приглашены участники, и начинаете проводить торги на понижение. Сразу же встает вопрос: «Устанавливать или нет начальную цену?» Установление начальной цены, зачастую «плановой бюджетной цены», может привести к тому, что изначально Вы зададите не верный «бенчмарк«. Неверный «бенчмарк», приведет к завышению цены и стоимости. Торги в электронном виде позволяют проводить 3-4 тура на понижение, но не позволяют глубже разбираться с ценообразованием, не позволяют работать с поставщиками по системе open-book, предлагать формульное ценообразование и т.д.

ЧТО ТОРГОВАТЬ

Система электронных торгов изначально создавалась для торгов СТАНДАРТНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ: металлопрокат, метизы, инструменты, масла и т.п. Торговать что-либо чуть более сложное, имеющее не простую систему оценок, например, сырье с определенными расходными характеристиками, услугу сервиса, с определенными параметрами качества, все то, что нужно сравнивать не просто ЦЕНОЙ, а сведением всех параметров в Конкурентный лист, нести на ЭТП не эффективно. Помимо того, что не удастся получить оптимальную цену, так еще и возникнут вопросы фрода.

Supplychains.ru: Мы начали данную серию статей о том, как торговать, так как получили ряд вопросов от наших читателей. Если у Вас остаются вопросы по использованию электронных торгов при выборе поставщиков, пишите нам.