3D-принтеры: Печатаем изделия, снижаем затраты

3D-принтеры, наряду с роботами-дронами, всё чаще мелькают в заголовках статей, посвященных закупкам и управлению цепями поставок, и этому есть свои причины!

3D принтеры

Детали для болида F1, напечатанные на 3D принтере. Удивительно!

 

Если вы не знаете, что такое 3D-принтеры, то расскажем в двух словах – это уникальный принтер, созданный в 80-х годах прошлого века. Его основной целью было максимальное облегчение рабочего процесса на этапе создания прототипа и дизайна продукта, так как с его помощью можно быстро создать осязаемый образец чего-либо. Более подробную информацию про 3D-принтеры можно найти и в Wikipedia, и в целом в сети Интернет. Времена идут, развитие технологий не стоит на месте, и вот уже 3D-принтеры считаются серьезным революционным прорывом, способным изменить работу цепей поставок и снизить затраты реального сектора.

Представьте себе ситуацию: Крупная компания-судовладелец оперирует несколькими десятками кораблей. Корабли — те же механизмы, имеющие дурную привычку ломаться в самый неподходящий момент. А что делать, если важная деталь «полетела» в открытом океане? Возить с собой целый склад запчастей, упуская прибыль, ведь на место запчастей можно было бы погрузить ценный груз? Заказать срочную поставку детали по воздуху — это упущенное время — деньги для морской логистики? Предлагаем пофантазировать, как 3D-принтер может помочь. Догадались? На каждый корабль устанавливается принтер, дистанционно соединенный с главным офисом. При любой поломке на корабль передаются чертежи сломанной детали, её «выращивают» и тут же заменяют. «Не может быть!» — скажете вы? Возможно, если бы Maersk уже официально не заявил, что начал испытания этой технологии для решения сложнейшей проблемы с логистикой запчастей для своих кораблей.

 

Закупка запчастей как вызов для 3D печати

При чем тут запчасти и принтеры? Закупка запасных частей является одним из сложнейших направлений в снабжении и управлении цепями поставок. Простой (прим. — время без работы) оборудования, машины или механизма по причине отсутствия запасных частей на складе может исчисляться недополученными миллионами долларов! Что сделать, чтобы в наличии всегда была именно та деталь, которая вышла из строя? При этом не купить такие запчасти, которые десятилетиями могут пролежать и не пригодиться, а потом попросту прийти в негодность? Плюс к этому, вы должны понимать, что запчасти отнюдь не дешевое удовольствие и, заполнив склад запчастями, под угрозой оказывается операционная деятельность и оборотный капитал компании. Можно заморозить деньги, купив «на перспективу», а вот продать ненужные запчасти со склада кому-то еще по рыночной цене — задача непростая. Придется продавать как неликвид.

Чаще всего, проводя тендеры на поставку крупного оборудования или механизмов, наличие в комплекте базовых узлов и запасных частей на гарантийный период оговаривается отдельной строкой в контракте. Производитель оборудования берёт на себя «заботу» о бесперебойной работе дорогостоящего оборудования, но лишь на некоторое время. Спустя 3-5 лет, вы остаетесь один на один с проблемой «как обеспечить оборудование/машину/механизм запчастями», и тогда производитель начинает использовать своё чаще всего безальтернативное положение. Сколько будут стоить запчасти: 100 руб., 100 000 руб., или 10 000 000 руб. за штуку?  У вас просто не будет шансов не купить их у него. Позиция производителя проста, он уже не несет никакой ответственности за бесперебойную работу агрегата и хочет зарабатывать деньги. Планировать закупку и поставку запчастей придется только вам, опираясь на знания опыт и имеющиеся в наличие технологии. Никакой альтернативы, кроме как заказывать у единственного производителя, нет. Конечно, бывают ситуации, когда  оборудование или машины серийные и трейдеры могут поставить запчасти из закромов или произведенные по чертежам самостоятельно, в том числе, его можно пробовать закупать в Китае, но это скорее исключения из правила.

Закупка запчастей сложный процесс, и, совсем недавно, к уже имеющимся способам решения этой проблемы добавился инновационный – производство запчастей с помощью 3D-принтеров.

Так, исследование, проведенное PricewaterhouseCoopers (PwC) среди 100 крупнейших производителей, выявило, что две трети из них используют 3D-принтеры:

• 30% из числа этих компаний все еще экспериментируют с этой технологией;

• 25% используют ее только для изготовления опытных образцов;

• 3% с их помощью производят изделия, которые невозможно получить традиционными способами;

• 1% используют 3D  принтеры для производства готовых изделий или запчастей.

Производитель коммерческих самолетов Airbus уже экономит миллионы долларов на производстве запчастей с помощью 3D-печати. Однако планы этой компании идут гораздо дальше производства запчастей. Говорят, они подумывают над созданием самолета целиком по технологии 3D-печати.

Команды Formula1 заявляют, что 3D-принтеры это будущее гонок, когда они, смогут печатать на месте любую поврежденную деталь автомобиля.

А еще Maersk, Boeing, General Electric – этот список можно продолжать!

 

Золотая эра 3D печати

Если верить цифрам, наступает золотая эра для металлических 3D-принтеров. По сравнению с 2012 годом, в 2013-ом металлическая 3D печать зафиксировала 75,8% рост. Если в 2012 году было продано всего 198 принтеров, то в 2013 их количество составило 348 единиц. Металлическая 3D печать интересна тем, что она помогает добиться существенной экономии, в первую очередь в управлении цепями поставок.

Не нужно заказывать детали заранее, содержать склад запчастей, а потом стараться эффективно управлять им.

Нужна деталь – напечатай её!

Именно этого в перспективе ждут от 3D-принтеров крупнейшие игроки реального сектора экономики.

 

Ограничения

Вы уже представили себе мир, где можно напечатать любую требующуюся деталь на 3D-принтере? К сожалению, пока это не так. Предстоит проделать большой объем работы, чтобы всё заработало как в сказке.

 

— Цена принтера

Пока еще очень рано ожидать массового использования 3D-принтеров для обеспечения производственных потребностей в секторе b2b, в первую очередь из-за их высокой цены как самих принтеров, так и изделий. Цены принтеров могут достигать миллионов долларов. Maersk, GE  и другие лидеры своих отраслей активно работают над R&D, и потому нет ничего удивительного в том, что они уже экспериментируют с дорогой «игрушкой». Остальным требуется время и осознание важности.

 

— Безопасность

Еще одним затруднением на пути к массовому использованию  3D-принтеров являются вопросы безопасности, связанные с требованиями к эксплуатации и размещению принтеров, необходимостью в специальном сырье и инструментах для удаления материала-основы, отделочных материалах, а также в наличии ноу-хау. Крупные игроки рынка 3D-принтеров просто не продадут вам оборудование, если вы не в состоянии обеспечить его безопасную эксплуатацию.

 

— Человеческий фактор

И, конечно, одним из главных ограничителей развития металлической 3D печати является квалификация работников. Нужен не месяц и не два, чтобы понять всю технологию печати, научиться правильно задавать параметры деталей, заправлять нужное сырье, в определенной пропорции и консистенции, выдерживать температурные режимы и — в итоге — сделать деталь, которая не будет уступать по своим характеристикам деталям, отлитым традиционным способом.

 

На страже новых технологий 

3D-принтеры, которые производят изделия из металла, становятся реальностью. Перевести производство в масштабное – это только вопрос времени и оптимизации уже существующих технологий. Мы уверены, что впереди нас ждет интереснейшее десятилетие, которое покажет не один технологический способ сокращения затрат и оптимизации логистики. Supplychains.ru внимательно следит за тенденциями и будет информировать вас о самом новом, интересном и эффективном из мира закупок и управления цепями поставок.

В нашей статье, для наглядности, мы описали как 3D-принтеры могут помочь сократить затраты при закупке запчастей.

А в каких областях вы видите применение 3D-принтеров, и как они могут сократить затраты по сравнению с традиционными способами производства и доставки? 

Если после прочтения, у вас возникла мысль «А почему бы не попробовать!», напишите нам. Мы изучим имеющуюся потребность и, совместно с нашим партнером, предложим наиболее эффективный способ её решения с использованием 3D-принтеров. Печатаем изделия, снижаем затраты!