Кто я: госзакупщик, категорийный закупщик или коммерческий закупщик?

Многие знают профессию «закупщик». Чем занимается человек с такой профессией в разных компаниях? Снижает себестоимость? Обеспечивает потребность? Закупает, чтобы продать дороже? Давайте разберемся.

sport-procurement

Классическое определение звучит следующим образом:

Закупщик обеспечивает поставку требуемого товара/услуги в нужном количестве и качестве, в требуемые сроки и место, по минимальным ценам.

Представьте себе теперь, что за одним столом собралось три закупщика: закупщик промышленного предприятия, закупщик госкомпании, закупщик магазина. Как думаете,  найдут ли они сразу общий язык и придут ли к единому подходу к осуществлению закупочной деятельности? Вряд ли. И дело не в квалификации людей.

В английском языке есть несколько слов определяющих закупки и, соответственно, людей, которые ими занимаются: Buying, Purchasing, Procurement, Sourcing. Ранее мы писали, что хорошо бы разнообразить и российский лексикон чем-то подобным. Хотим поделиться своей очередной идеей: годы работы в сфере закупок  и наблюдения за процессами управления цепями поставок привели нас к  классификации закупщиков предприятий на три группы.

  1. Закупают, чтобы снизить себестоимость производства. Эта группа закупщиков, чаще всего, встречается в коммерческих производственных холдингах. Представители этой группы «грызутся» из-за каждого рубля, каждого лишнего процесса в цепи поставок, так как высокая конкуренция не позволяет постоянно повышать цены на готовую продукцию, и прибыльность бизнеса очень сильно зависит от того, как отдел закупок сумеет сократить затраты на сырье, материалы, оборудование, транспорт, услуги и другие товарные позиции.

 

  1. Закупают, чтобы обеспечить потребность Заказчика. То есть цель поставить то, что заказывают различные службы. Активного поиска поставщиков не ведется, альтернативные материалы для удешевления редко рассматриваются. Эффективность меряется плановой ценой на год. Закупают то, что нужно у тех, кого знают/кого привела электронная торговая площадка. К этой группе можно отнести практически все регламентированные закупки (госзакупки) и некоторые как им завидуем! коммерческие закупки. Для госзакупок существуют законы Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц «, которые описывают  как должен работать закупщик, обеспечивая потребность госкомпании/госучреждения.

 

  1. Закупают, чтобы продать дороже. К этой группе относятся закупщики ритейлеров, супермаркетов, розничных и оптовых магазинов, сетей. Специфика этой группы такова, что здесь на самый первый план выходят планирование поставок, прогнозирование спроса, оборачиваемость и удовлетворение клиентов. Конечно, представители этого вида тоже ведут переговоры по ценам, но бОльший упор сделан всё-таки на планирование, прогнозирование спроса, коллекций, ассортимента и точность движения товара по цепи.

В эти три крупные группы можно распределить практически всех закупщиков. Конечно, нельзя сказать, что во всех организациях эти группы закупщиков будут встречаться в чистом виде, возможен и микс, например, если это производственно-сбытовая компания, то она будет комбинировать группу 1 (снижение цен) и 3 (акцент на планировании) и т.д.

В качестве наиболее перспективной модели для коммерческой производственной организации мы видим привлечение закупщиков из групп 1 или комбинацию 1+3. Когда же коммерческая организация работает по принципам госзаказчиков, не стараясь искать новых поставщиков, альтернативу, торговаться до последнего, то, откровенно говоря, это выглядит странным и вызывает вопросы у внешних наблюдателей, в т.ч. аудиторов. Можете возразить, «а как же качество, сроки доставки, обеспечение?» Скажем, что это по умолчанию должно выполняться как закупщиками, так и другими службами компании, это musthave.

Чем полезна эта информация? Многим она откроет глаза на существование в мире закупщиков и другого вида; поможет людям в различных форумах и группах понять, что не стоит отвергать сразу же предложение высказанное представителем другой группы закупок; руководителям компаний позволит понять, какой вид закупщиков у них работает; начинающим людям позволит понять по какому пути развиваться и к какой группе закупщиков они готовы присоединиться.

Ровно как и другие обучающие материалы Учебник по закупкам от Supplychains.ru, вы не найдете этой классификации закупщиков ни в одном из переводных или отечественных учебников по закупкам и управлению цепям поставок. Вычисление данных групп – это не теоретическое изыскание, а видение сложившейся ситуации, в том числе, основанное на опыте взаимодействия со всеми из них.

Задайтесь вопросом «Кто я?», определите к какой группе закупщиков относитесь на сегодняшний день и начните развивать недостающие компетенции вместе с нами. Дорогу осилит идущий!

Четвёртого вида закупщиков, в чистом виде, нам на сегодняшний момент вычислить не удалось. Если вы знаете четвёртую группу, то поделитесь ей с нами и нашими читателями в комментариях к статье или напишите письмо в разделе Контакты.