Цепь поставок АЗС: что важнее товар или топливо

Мы привыкли по дороге с работы заправляться на АЗС, выпить там чашку кофе, купить журнал и не думать, как это всё попадает на полки, в общем-то, не специализированного объекта. Или вспомните, когда в последний раз вы, путешествую по бескрайним просторам нашей Родины искали АЗС не для того, чтобы заправиться топливом, а купить воды и перекусить. Статья «товары для питания» и «сопутствующие товары» начинают занимать всё большую долю прибыльности АЗС. Цепь поставок АЗС требует хороших менеджеров по управлению цепями поставок, серьезного софта и надежной логистической инфраструктуры. Гости нашей сегодняшней статьи расскажут о своем опыте помощи «непрофильным видам деятельности» АЗС.

русхолтс

Бензин в России больше, чем бензин, а магазин – всего лишь магазин

Российские сети АЗС – уникальная бизнес-структура. Крупные сети объединяют сотни станций, которые отстоят на сотни километров друг от друга. Магазин и кафе для АЗС – сопутствующий бизнес, да и для крупного ритейла АЗС даже в виде сети слишком мелкий клиент. Мировой опыт развития АЗС показывает, что в последние десятилетие повышение дохода заправки достигается в основном за счет нетопливных бизнесов.

Так, кофе – один самых маржинальных продуктов в мире. Нефтяной рынок в последний год особенно нестабилен, а кофе люди пьют всегда. Но эффективное развитие нетопливных бизнесов требует сложных и комплексных решений в области логистики, иначе магазин превращается в «хламовник», кафе – в «шалман», а у колонки выстраивается очередь.

Что надо сделать для создания магазина и кафе при АЗС?

Традиционно бизнес АЗС делится на топливную и нетопливную части. Компания РусХОЛТС длительное время занимается вопросами нетопливной части бизнеса заправочных станций и предлагает свои рецепты:

— Утвердить эффективную ассортиментную матрицу магазина и кафе.

— Для кафе докупить и установить «правильное» оборудование.

— Научить персонал пользоваться этим оборудованием.

— Подобрать поставщиков, способных удовлетворять современным требованиям логистики поставок в сети АЗС и добиться от них «разумных» цен на товары уже утвержденной матрицы.

— Определить параметры наполнения станций товаром, чтобы персонал АЗС знал, что, где и сколько должно стоять.

— Автоматизировать формирование заказов так, чтобы не допускать «обнуления» ассортиментных позиций, но и не перетаривать АЗС.

— Планировать потребность в товарах на краткосрочную и среднесрочную перспективы, чтобы помочь поставщикам избежать никому не нужных недопоставок.

Казалось бы, нет ничего сложного или заумного. Непродовольственный ассортимент магазина при АЗС – минимум 500 наименований, с едой – около 2000. Не такая и сложная должна быть цепь поставок АЗС для работы с товарами. Но если программное решение «Автозаказ» есть у всех ритейлеров из ТОП-20, но только единицы из ТОП-20 сетей АЗС начинают внедрять подобные решения в последние 3-4 года. Без таких «элементарных» инструментов управления заказами бизнес буксует.

Особенности российских сетей АЗС

Отчасти неудачи возникают из-за того, что игроки не учитывают особенностей российских сетей АЗС. Много нюансов возникает из-за исторических факторов построения сети. Чаще всего крупные сети АЗС строятся путем покупки более мелких сетей. Какое «наследство» в виде программных инструментов управления нетопливными бизнесами достанется новым хозяевам каждый раз неизвестно. Кто-то ведет учет в 1С, а кто-то в таблице Excel.

Есть такие АЗС, где станция на сотни километров вокруг единственный источник «цивилизации». Человеческий фактор в таких условиях не побороть никакими распоряжениями центра. «Договорные» отношения со «своими» поставщиками товаров, сервисных услуг – тяжелое и тягучее болото, в котором вязнет любая инициатива.

Наши иностранные партнеры отмечали, что неграмотные управленцы есть везде. Но если в Европе или Америке управленец, получив отрицательный результат, уйдет сам или учтет ошибки, то российские менеджеры в глубинке будут до последней возможности защищать свою точку зрения и аргументировать это историческими традициями.

К слову, заработок сотрудников АЗС, как правило, не привязан к продажам магазина и кафе, для многих из них это обуза, от которой они с радостью бы избавились. Может быть, скоро ритейлерам и удастся «перевернуть» взгляды нефтяников, крупные торговые компании открывают собственные заправки, где топливо – уже «сопутка» к продуктам, но в массовом масштабе это произойдет еще не скоро.

ИТ-решения против человеческого фактора

Идеи технологичности рынка fastfood с огромным трудом пробивает дорогу через существующие преграды стереотипов, но это единственный путь получения устойчивой прибыли в нетопливных бизнесах АЗС.

Персонал АЗС плотно загружен работой на основном фронте работ, поэтому даже такое простое дело, как «собрать заказ» без автоматизации превращается в проблему глобального масштаба. По данным учетной системы товар не продается! Нет продаж – нет заказа. Нет заказа – нет товара, нет товара – нет его продаж, замкнутый круг. Цепь поставок АЗС не работает. Одним из решений данной проблемы «Автозаказ для сетей АЗС» стала система BMS SmartOrder, которая внедрена и эффективно действует более чем на 1000 АЗС.

Прежде всего, система полностью исключает влияние человеческого фактора. Входящая информация для системы «Автозаказ» — ежедневные остатки товаров в магазине или кафе на станции. Система действует по утвержденной матрице, летний и зимний ассортимент. Процесс заказа выглядит так: еженедельно в рабочем компьютере пользователя (начальника АЗС) всплывает сообщение, где указаны товары, которые необходимо закупить и количество. Сотрудник АЗС подтверждает заказ. Преимущества системы в том, что BMS Smart Order универсально подстраивается под любую учетную систему. Даже в одной сети АЗС в разных регионах могут быть разные системы учета товаров. Существует несколько уровней автоматизации, учитывая возможности клиентов от облачных решений до таблицы Excel.

Магазин и кафе для АЗС – сопутствующий бизнес, но мировой тренд таков, что при правильной организации они приносят больше дохода, чем продажа топлива. Автогиганты экспериментируют с автомобилями, которые тратят 0,4 литра топлива на 100 километров, электромобилями, но человека не приучишь довольствоваться одним глотком кофе вместо чашки. Системных ошибок в проектировании и практической реализации моделей внедрения новых услуг в устоявшуюся инфраструктуру АЗС удастся избежать, если расширить автоматизацию на все процессы жизнедеятельности станции.

В РФ насчитывается порядка 21 000 заправок, примерно 7000 из них принадлежат ВИНК (вертикально интегрированным нефтяным холдингам). Это значит, что примерно треть заправок уже имеет магазин и кафе, а остальные скоро придут к необходимости созданиях таковых.

Supplychains: Мы благодарим компанию РусХОЛТС за освещение темы необходимости повышения эффективности управления цепями поставок и желаем им успехов в достижении поставленных целей. Может в следующий раз ВИНКи будут звать на работу профессионалов в области управления цепями поставок товаров и продуктов питания, и этому не стоит удивляться?

Понравилась статья? Поделитесь с другом!

Хотите стать героем нашей рубрики Face-to-Face? Пишите нам!