Спорт как жизнь: чем закупки схожи с игрой в футбол?

По моему мнению, в спорте можно найти отражение практически всех аспектов жизни и бизнеса. Словно под микроскопом, спорт увеличивает в разы следствия и последствия тех или иных решений, шагов и действий. А с каким видом спорта можно соотнести закупки?

sport-procurement

В течении короткого времени мне довелось пообщаться с руководителями нескольких компаний среднего бизнеса на предмет их управления цепями поставок, эффективности закупок и т.п. Первое, что меня поразило – они не видели необходимости нанимать профессионалов в сфере закупок, считая, что каждое подразделение (техническое, административно-хозяйственное, персональщики и другие) вполне успешно сможет справиться с обеспечением себя всем необходимым: канцелярией, серверами, оборудованием, продуктами питания, доставкой этого всего и т.п. Все компании были из различных отраслей, со своей спецификой реализации готовой продукции, потому мне было важно узнать мнения руководителей.

И, скажу честно, эта ситуация меня «задела». Т.е. в этих организациях закупкам, контрактации отводилось совсем немного внимания. А задело это потому, что ведь они не поручали производственные процессы каждому подразделению! К сожалению, в наших головах «живо» ощущение, что обеспечения/закупки – вспомогательный инструмент, что каждый может закупать и это не так уж и сложно.

Каждый может закупать…каждый умеет играть в…ФУТБОЛ! Вот оно!

— Кто из моих читателей в детстве не играл в футбол и считает, что поставь его «погонять мяч», он в общем-то справится? (Мысленно наблюдая за вами, уверен, что 70-80% мужской части читателей поднимают руку!)

— Кто из читателей не любит рассуждать о том, как сыграли футболисты? Когда последний раз вы удерживались от их критики, советов и комментариев “кому надо было отдать пас”? Никто! (я в том числе)

А кто из моих читателей хоть раз что-то покупал? Скажем, краску и пиломатериал на дачу? Машину? Когда вы рассказывали друзьям о том, какие скидки выторговывали у дилеров автоцентра? Как ходили по всем салонам области, заставляли их снижать цены… Уверен, что в этот момент чувство гордости за себя переполняет (меня тоже переполняло!) и считаешь, что раз уж ты это можешь купить машину, получить скидку на неё, то что уж говорить о закупке «каких-то труб, упаковки и услуг»!?!

Почти все играли в футбол и считают, что умеют это делать, НО! НО! НО! Почему одни играют в Лиге Чемпионов, а кто-то во дворе? Потому что, кто-то живёт футболом, дышит им, встает утром и тренируется, тренируется, тренируется. А кто-то просто считает, что умеет играть, собираясь командой раз в неделю. Уловили разницу?

профи лига чемпионовлюбители лига чемпионов

Точно также в закупках. Кто-то считает, что умеет закупать, а кто-то постоянно повышает свою квалификацию: ищет новые разработки, мониторит новости, собирает инструменты для работы, изучает примеры работы других компаний – делает это каждый день!

Т.е. профессионалы закупок «играют» в Лиге Чемпионов, их не много, чтобы стать ими нужно пройти непростой путь, постоянно развиваться и выдерживать мощнейшие стрессы. Ведь от профи зависит будет завтра компания получать прибыль или же произвоственная линия “встанет”.

СОВЕТ!!! Ввиду того, что объективно все подряд не могут играть в Лиге Чемпионов и быть профессионалами, призываю проанализировать свои закупки и управление цепями поставок. Если найдете, что большой объем закупок совершается  непрофильными подразделениями, «не закупщиками» — измените это. Если не хотите передавать функции в отдел закупок, создавать его, то хотя бы наймите на аутсорсе людей, которые могли бы выстроить процесс методологического сопровождения закупок, контролировали бы эти закупки. Эти действия помогут сэкономить вашей компании деньги в эти непростые для всех времена. Когда цена продажи снижается, управление издержками становится стратегически важным, а упускать возможность сэкономить деньги, без потери качества нельзя ни при каких обстоятельствах.

P.S.

В нашей стране, к сожалению, близость футбола и закупок ближе, чем где либо еще. К перечисленным выше сопоставлениям добавляются:

—       любим брать экспатов, которые стараются применить лучшие практики в российских реалиях, не всегда успешно (Дон Фабио!)

—       нет сильных школ по выращиванию собственных эффективных футболистов, ровно также, как закупщкиков, на которых нигде не учат

и другие.

 Надо исправлять ситуацию к лучшему — работаем!

 

Арчи Чейн