Одна из ярых организаций по отстаиванию прав человека Amnesty International обнаружила достаточно серьезную проблему в цепи поставок наших любимцев Apple, Samsung, Sony, Microsoft – конфликтные минералы, т.е. при добыче которых гибнут люди или сильно ущемляются их права.
Amnesty призывает руководство этих крупнейших международных гигантов убедиться в том, что сырье, которое они используют не добыто рабским или детским трудом и не входит в группу конфликтные материалы. В своем отчете Amnesty указывает на то, что на незаконных рудниках по добыче кобальта в Республике Конго используется детский труд. Мало того, что эксплуатируются люди, так они еще и не обеспечены минимальным набором средств индивидуальной защиты.
Кобальт – это один из основных компонентов подзаряжаемых литиевых батарей, которые находятся в телефонах, планшетах, компьютерах, а с недавнего времени и в электрокарах.
При этом, Amnesty, совместно со своим партнером Afrewatch выявили, что около половины всего кобальта экспортируется из Республики Конго, в то время, как 20% от этого объема производиться неофициальными копателями, без применения современных средств добычи. Работы продолжаются мелкими добытчиками и в заброшенных шахтах, которые находятся в аварийной ситуации. Но выбор у местных жителей не велик и большинство с самого детства работает на добыче. Некоторые, чтобы оплатить свою учебу в школе, другие на постоянной основе, чтобы прокормить семью.
Но трейдеры покупают сырье независимо от того, как его добыли. Мелкие производители сбывают кобальт, например, китайской Congo Dongfang Mining International (или CDM, компания, принадлежащая группе Zhejiang Huayou Cobalt Company). Они перерабатывают руду и экспортируют на свою родину и другие страны-производители компнентов, а там следы того, как была добыта руда уже и не найти.
Цепь поставок состоит из 4-5 звеньев, в том числе расположенных в разных концах света, а в итоге это попадает в качестве компонентов батарей в наши с вами телефоны и планшеты! Конечно, международное сообщество издаёт много документов, которые требуют соблюдения прав человек и т.д., но вряд ли компании-владельцы шахт в Конго или переработчик в Китае следуют им. Это надо требовать от конечных потребителей: нас – чтобы спрашивали; и производителей гаджетов – чтобы не покупали, если нет соответствующего аудита.
НО здесь встаёт дилемма того, что, как было написано выше 50% кобальта идёт из Конго, и откажись от него, трудно будет найти полноценную замену по цене.
В этой ситуации, наверное, у этих производителей нет другого выбора кроме как тоже издавать ноты нетерпимости к детскому труду в цепях поставок, но следуют им или нет – вопрос открытый. Что собственно и делает, например Apple, Microsoft и HP.
Конфликтные минералы в цене, «очистить» их стоит больших дополнительных затрат, которые в сегодняшнем мире жесточайшей конкуренции, полагаю, никто не готов на себя брать. В том числе и мы с вами, как это ни печально. Для того, чтобы ситуация начала меняться, наверное, нужно кардинальное изменение и прорыв в сфере производства батарей. Новые технологии, без кобальта, которые снимут этот риск для общества. В настоящий же момент, почти все литиевые батареи содержат кобальт и неизвестность того, как его добывали.
Сможем ли мы все вместе поднять вопрос «конфликтные минералы» на новый уровень и затронуть «души» гигантов – вопрос требующий не размышлений, а работы. Мы готовы как можем этому способствовать, как минимум доносим и открываем эту тему нашим читателям. Если и вы «ЗА» — присоединяйтесь, мы думаем над таким проектом.
Арчи Чейн