«Бог скорее всего был судовладельцем, так как он 2/3 поверхности Земли залил водой, и расположил основные ресурсы на значительном расстоянии от места их потребления «
В эпоху глобализации для любого сотрудника Supply Chain становится очевидным необходимость знать азы, а еще лучше быть профессионалом в любом виде перевозки. Об этом мы писали ранее в статье «Транспорт в Supply Chain».
Продолжая эту мысль, хотел бы остановиться на кратком описании вида перевозки, который:
— минимально описан в российских книгах и на русском языке
— является одним из древнейших, его основные правила не менялись вот уже на протяжении последних 5000 лет
— является системообразующим для глобальных экономик, вложил не мало в познание Земли
Как вы могли догадаться — это морская логистика и фрахт
Колумб, Магеллан, Америко Веспучи, Васко да Гамма — лишь несколько имен известнейших морских первопроходцев, исследователей Земли, для которых, мотивацией, помимо раскрытия секретов Земли, была возможность быстро и неплохо заработать. Известнейшая одиссея Васко да Гаммы преследовало целью найти первоисточников специй. Он покупал их по 3 цента, а продавал по 80! Согласитесь, неплохой заработок, который стал возможен благодаря морским перевозкам. С помощью морской перевозки, помимо собственного обогащения, мореплаватели удовлетворяли растущие спросы своего населения, придавали перевозкой «добавочную стоимость» товару, за что и брали высокую плату.
В современном мире, относительно мало что изменилось. Все тот же поиск — где дешевле, все та же перевозка морем. Да, судна стали другими, но
Вы удивитесь, узнав возраст морского закона, права и минимальное количество правок в нем со времен мореходства римлян!
Одной короткой статьей просто невозможно рассказать про морские перевозки хоть как-нибудь подробно, мы постараемся задать вектор для Вашего дальнейшего развития в этом направлении, если Вы выбрали Supply Chain как Вашу будущую профессию.
В этой статье хотел бы отметить важные, на мой взгляд моменты морских перевозок, которые могут быть полезны в повседневной работе, чтобы разговаривать с судовладельцами одними понятиями и понимать из чего состоит этот таинственный для многих процесс:
1. Назначение
Морские перевозки применяются людьми последние 5000 лет в качестве одного из основных способов транспортировки крупных партий товаров и сырья от страны к стране, континента к континенту, использую эффект масштаба для экономии на транспортировке.
2. Что перевозят
— Нефтепродукты (наливные судна)
— Руды, зерно, лома (навалом, балковые судна)
— Смешанные грузы (смешанные, универсальные судна)
— Химические и спец.перевозки (специальные судна)
— Контейнеры (контейнеровозы)
— Людей (лайнеры, корабли)
3. Где перевозят:
Выделяют три основных и крупнейших региона морских перевозок
— Атлантик — по названию Атлантического океана
— Пасифик — по названию Тихого океана (на английском Pacific Ocean)
— Индийский — по названию Индийского океана
Наиболее важными и активными маршрутами перевозок являются Атлантик и Пасифик. Различные по своим деталям, в целом они практически 50/50 делят мировые морские перевозки. Так, в Атлантике расположены: США, Европа, Южная Америка, Россия, а Пасифик включает монстра современного мира — Китай, развитую Японию, Кореи и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
4. Кто перевозит:
В подавляющем большинстве бизнес морской логистики полностью отдан на аутсорсинг, редкий производитель, добытчик сырья покупает свой флот, так как необходимо оптимизировать маршрут, знать где и чем загрузиться, что плыть обратно не в балласте. Этими знаниями, как правило, владеют Брокеры. Они видят сотни кораблей в разных регионах мира, и координируют, подают их под загрузку товаров и сырья, которые также видят у грузовладельцев.
5. Размеры флота
Для понимания того, сколько груза перевозится морским транспортом, приводим градацию в соответствии с действующими нормами.
6. Порты
Современный мир насчитывает более 3000 портов. Являясь важнейшим инфраструктурным объектом, порт может быть «бутылочным горлышком» как для экспортной ориентированных, так и для импортеров, именно поэтом развитие портов является основным приоритетом крупнейших стран, а в последнее время мультинациональных корпорация, так как это все равно, что брать деньги за вход с тех, у кого нет своего порта.
В продолжение описания характеристик морского фрахта, хотел бы отметить, что это
чуть ли не самый рискованный бизнес в мире, похожий на покер, где в одну минуту компания может стать банкротом или заработать миллиард долларов. Говоря о таком заработке, я не преувеличиваю, а приведу пример одной из самых знаменитых и богатых семей фрахтового рынка — Анассис, которые стали такими как раз благодаря бизнесу морских перевозок и резкому, чуть ли не в один день, изменению баланса спроса-предложения флота в регионе, вследствие перекрытия Суэцкого канала одним из государств. Анассисы смогли устанавливать практически любые условия перевозок, так как его танкеры были чуть ли не единственными в регионе, остальные были отсечены перекрытием канала, таких историй предостаточно.
Опять же отметим, что ни на брокера, ни на агента, ни на ответственного за работу с морским фрахтом в российской школе не учат. Все на опыте, информационных материалах, общении с другими игроками рынка, на соотношении стоимости бункера, индексов тайм-чартера и заказов нового флота.
Единственное, что могла бы сделать российская школа — подать предмет География именно таким образом, что это не просто наука, а это интереснейшая отрасль, это большой мир бизнеса, который влияет на развитие, доминирование и благополучие населения и стран.
Если бы мне географию преподавали таким образом, то кто знает, может я бы и пошел во фрахтовый бизнес, еще со студенческой скамьи!
Мы постарались предоставить Вам краткую, актуальную информацию относительно морских перевозок. Думаю, что это не плохой старт, чтобы определиться: читать, искать материалы далее или удовлетвориться полученной информацией.
Если у Вас есть что интересного добавить, остались вопросы, есть предложения, приглашаем к общению.