Мы с детства играем в игры. Компьютерные, настольные, ролевые, в которых, на время, перевоплощаемся в война, странника, бизнесмена или даже весёлого вымышленного персонажа. Но что становится с играми, когда мы вырастаем? Так ли они полезны и нужны взрослым людям? И самое главное, имеет ли смысл игра в логистику?
Предлагаем немного вспомнить историю и самого нашего известного игрока в «серьёзные игры» — Петра I (первого). Помните школьный курс истории и его потешные войска? Согласитесь, в детстве мы мало внимание уделили тому факту, что Петр I играл с придворными в «войнушку», а между тем, это была не просто игра, а самая настоящая симуляция реальных боевых действий, с выработкой стратегии и возможностью примерить на себя различные воинские роли и при этом без реального ущерба. В наше время именно эти три основных довода и приводятся в качестве обоснования, почему игры важны для бизнеса. Шутка ли, что он закончил играть в потешные войска только в 24 года, для того времени весьма серьёзный возраст, тем более для правителя. Вот что можно найти в книгах по истории:
Потехи имели немаловажное учебное значение. Трёхнедельные маневры под Кожуховом, на берегу реки Москвы, в 1694 г., в которые, по свидетельству участника князя Куракина, едва ли, впрочем, непреувеличенному, введено было до 30 тысяч человек, велись по плану, серьезно разработанному при содействии того же Гордона, и о них составлена была целая книга с чертежами станов, обозов и боев. Князь Куракин говорит об этих экзерцициях, что они весьма содействовали обучению солдатства, а о кожуховском походе замечает, что едва ли какой монарх в Европе может учинить лучше того, прибавляя, однако, что тогда «убито с 24 персоны пыжами и иными случаи и ранено с 50». Правда, сам Пётр об этой последней своей потехе писал, что под Кожуховом у него, кроме игры, ничего на уме не было, но что эта игра стала предвестницей настоящего дела, каким были азовские походы 1695 и 1696 гг. Они оправдали эту игру, показав её практическую пользу: Азов взят был с помощью артиллерии, подготовленной потешными экзерцициями, и флота, в одну зиму построенного на реке Воронеже под непосредственным руководством Петра, запасшегося необходимыми для того знаниями на переяславской верфи, и с помощью мастеров, там же им выученных».
Ключевский В.О., О русской истории, М., «Просвещение», 1993 г., с. 422.
Захватывает, не правда?
Можно ли сделать то же самое в наше время? Использовать игровые подходы для обучения, чтобы при этом не уйти в «детство», сделать процесс интересным и требующим погружения взрослых состоявшихся людей? Это серьёзные вопросы на игровые темы, которые задают себе учебные заведения и крупные корпорации, те кому нужно учить своих сотрудников.
Меняются поколения, перед теми, кто хочет чему-либо научить встают новые задачи и проблемы, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Просто прочитать лекцию уже становится недостаточно. Нужно удержать, например, студентов, чем-то большим, чем карательным «не получишь зачёт, если будут пропуски». Нужно делать лекции интересными, интерактивными и максимально приближенными к реальности. Возможно, кому-то не понравится такое сравнение, но это как фильм. Если режиссеру не удалось «зацепить», почему зритель должен сидеть и смотреть? Современные технологии дают доступ практически каждому к множеству он-лайн курсов, которые к тому же и бесплатные. Если же вы ещё и знаете английский язык, то перед вами открываются крупнейшие площадки он-лайн обучения с интересными интерактивными курсами, возможностью пообщаться с тысячью студентов со всего мира и неплохо изучить предмет.
Конечно, есть такие лекторы, на которых ходят, чтобы послушать как они рассказывают, но это скорее единицы, они словно голливудские актёры, они собирают полные лектории.
Так что же делать?
Отвечая себе на этот вопрос мы и придумали один из способов как заинтересовать студентов и школьников дисциплиной, которую считаем одной из важнейших в будущем «управление цепями поставок» — это игра в логистику: КРОССДОК или The Beer GAME.
Как ни странно, сфера управления цепями поставок оказалась очень удобным «полем боевых действий», где, словно «потешные войска» Петра I, каждый игрок может получить знания из различных областей бизнеса. В абсолютно реальной ситуации игроки должны принимать решения, которые принимают каждый день компании, и именно от этого решения зависит будет компания успешна или нет. Они узнают, что надо прогнозировать и почему это важно. Столкнутся с рисками и необходимостью выбора. Ответят на главный вопрос моделирования цепи поставок «What if?» и попробуют остаться «устойчивыми». В игре можно почувствовать бизнес на кончиках пальцев, потому что всё вокруг взято из реального мира и подтверждения тому, также будет ждать в комплекте с игрой.
Игра наполнена реальными событиями и фактами. Игроки познакомятся с различными сферами бизнеса, такими как «закупки», «логистика», «управление запасами», «прогнозирование», «устойчивость» и другими. Каждое из них важно, а всё вместе составляют «управление цепями поставок». То самое, чему и посвящен наш ресурс и наша специализация.
Мы видим, что такая игра в логистику нужна не только школам или студентам, но и бизнесу.
Учить «учёных» или «видавших виды» — дело сложное. Каждый профессионал в своём деле и может быть скептиком в том, что делает его коллега. Как же их обучать? Усадить за один игровой стол. Дать равные вводные данные и начать игру. Если играют люди не «искушенные» в сфере управления цепями поставок, то они узнают для себя много нового, откроют детали, на которые и не обращали внимание ранее. Если играют профи. Задайте им самый высокий и сложный уровень игры и пусть они попробуют уложиться в бюджет! Нужно будет много общаться и взаимодействовать. Помогать и вредить (да-да!), чтобы выиграть, но при этом, параллельно с азартом будут приходить и знания. Конечно, не лекция, но толчок узнать побольше. Можно попробовать симулировать реальную ситуацию на пол или сыграть в торги и придумать новый формат переговоров для снижения цен. Логистическая игра даёт множество вариантов того, как играть и использовать её на благо своей компании.
Как оказывается игры, вошедшие в нашу жизнь ещё в раннем детстве, остаются очень эффективным инструментом познания нового и для нас взрослых, и игра в логистику в данном случае не исключение.
Вы, наверное, слышали термин «gamification», использовать игровые подходы, чтобы получать бОльший экономический эффект, но есть и другой «edutainment» и мы движемся в этом направлении, чтобы превратить «education» (перев. с англ «образование») в «entertainment» (перев. с англ «развлечение»). Новое поколение требует новых подходов к обучению и мы стараемся расширить понимание дисциплины «управление цепями поставок» через логистические игры.
А вам интересно поиграть в логистику?