Закупки Tesla: Илон Маск призвал сотрудников сокращать затраты

Прошло не так много времени с момента, как мы написали про важность  управления цепями поставок и закупки в стартапах. И вот, совсем недавно, данную мысль поддержал не кто иной, как сам создатель Tesla, Илон Маск.

В своём очередном письме к сотрудникам (он периодически публично обращается к своим сотрудникам) Илон Маск отметил, что он и новый финдиректор Зак Кирхорн будут лично следить за расходами компании: закупками запчастей, тратами на зарплаты, командировочными, платой за аренду и другими платежами.

«Буквально каждый платеж, прошедший через наш банковский счет, должен быть пересмотрен», — написал Маск. По его словам, компании важно изучить любые расходы Tesla вне зависимости от их размеров.

Что это значит?
Очередное и очень весомое подтверждение тому, что производственному стартапу просто необходим человек для управления цепями поставок и закупками, причём с самого начала создания стартапа. Задачи этого человека с развитием и ростом компании будут экспоненциально расти, но совершенно точно ему будет чем заняться на каждом этапе жизненного цикла, и это будут не «потерянные» деньги.

На этапе старта, он может быть полезен в подборе инструментов прогнозирования или займётся поиском поставщиков комплектующих, чтобы не сорвать доставку товара, особенно, если деньги собрали на одной из краудфандинговых платформ: российской или иностранной.

Если среди читателей есть те, кто поддерживает стартапы на Kickstarter или Indiegogo, то они вспомнят, что менее 10 % проектов, куда они инвестировали, были выполнены вовремя. Независимо от того, что это было: «супер ботинки» ,»супер рюкзак», «самые умные часы» или»самая мобильная камера» — практически всё задерживается с «update» от фаундеров по email, где самые частые причины задержки:

  • Не смогли удержать цены, ищем поставщика дешевле;
  • Поставщик отказался производить, так как не нашёл сырьё, пришлось подбирать другие материалы;
  • Не можем найти перевозчика или фулфилмент центр, который бы оперативно обработал 30000 заказов;
  • Мы не проверили, а доставка во многие страны без сертификата соответствия невозможна;
  • Мы думали хватит 2ooo заготовок, а получили 1о ооо заказов. Теперь ищем как покрыть дефицит;
  • Нам не хватает собранных денег, но мы их уже потратили, потому их вам не вернём, извините…((

Можно продолжать этот список и дальше, так как это лишь некоторые из объяснений задержек, которые вполне могли бы решаться менеджером по цепям поставок в он-лайн режиме.

Кто же объяснит стартапу, что кроме «продавца», «маркетинга», ему нужны и «цепи поставок»?

Только спустя период бурного роста, когда деньги «инвесторов» подходят к концу и необходима отдача. Когда начинается борьба за место под солнцем с теми, у кого стартап забирает долю рынка, фаундеры приходят к тому, что им необходимо жёстко контролировать затраты. Затраты на закупки, перевозку, маркетинг, акции, оптимизировать оборотный капитал, сокращая leadtime, точнее прогнозировать и минимизировать потери от «рисковых» поставщиков и перевозчиков. Для работы со всем этим вспоминают про службы  закупок и цепи поставок. Про то, что сокращение персонала может быть перекрыто отлаженной работой цепи поставок. Про то, что 70-90 % затрат производственной компании — это её цепь поставок и именно здесь можно найти ключ к спасению!

В этот момент у всех возникает понимание, что эффективная работа с цепями поставок и закупками — это уже не «затратная» часть бизнеса, а секретное и важное конкурентное преимущество стартапа. Точно также, как и крутой сейлз или стратег, менеджер по цепям поставок в стартапе позволит компании расти и забирать рынок, конечно, если будут найдены нестандартные методы для управления цепями поставок.

Думаете, что письмо владельца Tesla — это исключение? Мы бы назвали это хорошим примером. Ровно через месяц после письма Tesla, основатель Додо-пиццы направил своим сотрудникам похожее письмогде написал, что надеется, что «с понедельника всё изменится». Он также призвал сотрудников сконцентрироваться на затратах.

«За каждым потраченным рублем, теперь будут конкретные люди, принимающие финансовые решения. Решения это ответственность. Все проекты будут рассматриваться как инвестиции, у которых есть свой return on investment. Роль “финансов” в компании возрастет.

 

Эффективно тратить деньги — это искусство и наука. Название у этого Supply Chain Management. Как видно из приведённых примеров безусловно ярких компаний, эта служба, которая, как поётся в песне «на первый взгляд, как-будто не видна» — должна занять важное место в производственных стартапах. Эффективное управление цепями поставок позволяет творить удивительные вещи. Например, вернуть компанию к жизни или утопить её — таких примеров много.

Данная статья подготовлена с одним из наших контрибьюторов «A. Чейн», мы благодарим его за идею и доверие разместить её у нас. Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.