Сегментация в Цепях Поставок: Как Clorox Удается Избежать Хаоса

Когда-то стирка была невероятно простым процессом.  Существовал один единственный отбеливатель признанного по всему миру бренда ˗ Clorox. Сегодня же их существуют множество, в том числе и у Clorox: бактерицидный, концентрированный, экономный, пятновыводитель, природная свежесть … и это далеко не конец списка. О чем это говорит? Современная розничная торговля пребывает в состоянии хаоса, что вызвано слишком быстрым разрастанием ассортимента.

 Supply Chain Segmentation poster_final.eps

 

 

 

 

О причинах данной тенденции можно спорить. К ним относятся возникновение  гипермаркетов огромных площадей; стремление производителей сделать именно их продукцию заметной на переполненных полках; желание потребителей получить товары, удовлетворяющие их небанальные запросы. В любом случае компаниям по производству товаров широкого потребления необходима четкая схема планирования, выпуска и отслеживания все новых и новых единиц. 

Директор по поставкам Clorox Марк Херш (Mark Hersh) и представитель консалтинговой компании A.T. Kearney, Inc. Дейв Пауэлл (Dave Powell) предлагают в качестве одного из вариантов решения проблемы сегментацию стоимостной цепи (‘value chain segmentation’). На сегодняшний день к ней в той или степени прибегают около 98% ведущих поставщиков; в качестве критериев для сегментации выступают марка продукта, регион или покупатели.

Так, компания Clorox сделала первые серьезные попытки сегментации приблизительно 5 лет назад. Каждый продукт Clorox был отнесен к одной из четырех категорий: новый, базовый с колеблющейся ценой, базовый низкой наценочной категории, с высокой добавочной стоимостью.

По существу для преодоления сложности товарного ассортимента Clorox создавал четыре отдельных цепи поставок. Чтобы отнести товар к той или иной, применялись четыре критерия: жизненный цикл, рекламная деятельность, валовая маржа и предполагаемый спрос. Также учитывалась информация, полученная в результате опросов потребителей.

Данная процедура стала ежегодной и помогает Clorox разрабатывать долговременнную стратегию для каждого продукта на 3 года вперед.   

Сегментация стоимостной цепи является средством не только управления широким ассортиментом товаров, но и получения дополнительной прибыли. Как показали исследования рынка, с помощью правильной сегментации можно добиться более чем 5 % роста совокупной выручки со всего ассортимента. 

 Конечно, сегментация продукции – это всего один пазл сложной мозаики, но он ведет к оптимизации работы цепи поставок. Уже сам факт признания, что ассортимент товара разрастается слишком быстро, даже если бы для предотвращения подобного негативного процесса не предпринималось  никаких действий, является большим шагом вперед для любого производителя продукции массового потребления.

Сложность не значит хаос

Supplychains.ru: Как в Вашей компании решается вопрос сегментации товара для оптимизации цепей поставок?