Консолидированные и Централизованные Закупки: Как Торговать Эффективно

Какие шаги предпринять Крупной Компании (банку, телекоммуникационному оператору, металлургическому холдингу, супермаркету, производителю пищевых продуктов и т.д.) с разветвленной сетью производственных и сбытовых мощностей (назовём «внутренних клиентов»), чтобы сократить затраты и оптимизировать цепи поставок? На ум приходит палочка-выручалочка: Консолидация или Централизация Закупочной Деятельности.

rpo-blog-07112012

Как становится сразу же понятно из названия, это работа по сбору и удовлетворению потребностей в товарах и услугах этих самых «внутренних клиентов» в одном месте (обычно Центральный офис) с целью сокращения затрат компании.

Зачем это нужно, спросите Вы? Затем, что консолидация и централизация закупок несут в себе положительный экономический эффект для управления цепями поставок любой компании.

Пример: Металлургический Холдинг с пятью металлургическими заводами, которые находятся в Сибири, на Урале, Центральной части, Европе. Когда закупку, какого-либо сырья «А» осуществляет один завод, отдельно от всех остальных, то он купит 100т в месяц. А если консолидировать объемы всех пяти заводов (примем потребность в сырье «А» одинаковую) в одном месте и одновременно торговать? Это уже 500т/мес. Это уже совсем другая переговорная позиция, BATNA, другие коммерческие условия и более широкий пул поставщиков. В конце концов, порой можно удивиться насколько серьезным и крупным потребителем-игроком на рынке становится компания, если она консолидирует объемы тех или иных товаров или услуг. 

Безусловно, консолидированные и централизованные закупки — это непростая работа, но она эффективна тем, что результаты становятся видны сразу же. Она требует многих навыков, в том числе планирования, эффективной коммуникации, и взаимодействия между подразделениями. И, конечно, все должны гореть единой идеей и целью – эффективным расходованием денег компании.

Консолидация в своей основе несет положительный эффект для компании, и вот только несколько основных плюсов:

— Снижение денежных средств за счет консолидации объемов (эффект масштаба в закупках): Вы покупаете не 100 тонну, а 500 тонн (Пример выше).

— Снижение денежных средств за счет оптимизация численности: Вам не нужен Коммерческий Директор на каждом предприятии Холдинга. Будет один ответственный человек. Также сократится количество начальников отделов и менеджеров на местах.

—  Снижение денежных средств за счет оптимизации рабочего времени: Люди попросту будут больше успевать, так как перестанут дублировать работу друг-друга.

— Снижение денежных средств за счет оптимизации транспортной составляющей: Собирая в едином месте все потоки, Вам проще ориентироваться и понимать всю картину движения товаров, моделировать и проектировать свою цепь поставок.

— Снижение денежных средств за счет более качественного планирования: Этот фактор можно поднять чуть ли не на первое место. Т.к. здесь может быть основное снижение остатков, а это «замороженные» деньги и «ахиллесова пята» любой компании, любой отрасли, в любой стране.

— Усиление контроля: документы подписывает сильно ограниченное число людей, да и преференции «внутреннего клиента» региональные, локальные, в расчет не берутся.

Безусловно, это далеко не полный перечень того, что может принести консолидация и централизация закупочной деятельности, тем более, если Холдинг разветвлен очень сильно. Самое интересное, что к централизации прибегают не только производственные компании, но, например, торговые центры, супермаркеты. Indirect (с англ. – Не прямые) закупки, порой, составляют значительные денежные средства, которые можно сэкономить, прибегнув к консолидации закупочной деятельности. Яркий пример: John Lewis

Очень редки случаи, когда централизация закупочной деятельности проходит легко. Это сложный процесс по всем параметрам:  от определения того, что можно консолидировать до внушения людям необходимости этой оптимизации, что они стали союзниками, обеспечили безболезненную, для основной деятельности, консолидацию объемов. Всегда присутствуют «доброжелатели», которые готовы на всё, лишь бы проект не удался. Людям на местах (в городах присутствия «внутренних клиентов») зачастую сложно передавать этот пласт работы в Центральную компанию, ведь еще недавно они были истиной в последней инстанции на своем предприятии!

Время не стоит на месте, владельцы бизнеса, акционеры требуют максимально эффективного расходования денежных средств, а консолидация и централизация закупочной деятельности  — большой шаг в направлении повышения эффективности управления цепями поставок.

Еще больше интересных и эффективных статей вы найдете в нашем Учебнике по закупкам. Только актуальные и практические шаги для сокращения затрат.

Вы нашли данную статью интересной? Будем признательны, если вы поделитесь ей с друзьями или разместите ссылку на своей странице в социальных сетях.