Важный вопрос Supply Chain Management: «Что если?» или «What if?»

На наш вопрос представителям сферы закупок компаний России и стран СНГ: «Назовите три главных вопроса, на которые должна давать ответы служба снабжения, закупок, Supply Chain Management любой компании?», мы получили много вариантов, которые безусловно важны. И все же, значительное число руководителей и сотрудников служб снабжения и закупок в РФ и странах СНГ упускают из виду один из главнейших, на наш взгляд, вопросов: «Что если?«, на английском «What if?».

20130904-231853.jpg

Приводим Вам ТОП-5 вариантов вопросов, которые мы получили:

«Как получить наименьшую цену?»
«Как купить качественный товар?»
«Как купить с наибольшей отсрочкой платежа?»
«Как купить оптимальный объем?»
«Как сократить расходы на транспортировку и хранение (если значительные)?»

Вполне ожидаемо и нормально, не правда ли? Определенно, эти вопросы важны и ответы на них служба снабжения должна давать без промедления. Но большинство закупщиков и снабженцев упускают из виду казалось бы простой вариант вопроса, ответ на который может стоить компании не один миллион долларов!
Важность и актуальность этого вопроса обусловлена современными условиями ведения бизнеса. Этот вопрос применим практически к каждому аспекту Supply Chain Management.

И этот вопрос «Что если?»или «What if?».

Ответ на вопрос «Что если?» сводится к умению службы снабжения моделировать различные ситуации своей цепи поставок. Работа по сбору статистической информации и моделированию, конечно, добавляет работы, денежных затрат, но эффект того стоит!
Эффект ответа на вопрос «Что если?» заставляет Вас, например, по-новому рассматривать, уже в качестве прямых конкурентов производителей сырья и полуфабрикатов; перевозчиков, казалось бы различных видов транспорта (контейнеры, вагоны, автомобильный транспорт); различные виды морского транспорта как прямых конкурентов (судна типа река-река/река-море и контейнеровозы), необходимость открытия филиала, склада, перерабатывающего завода и т.д.

С помощью моделирования, открывается совершенно новый взгляд на конкуренцию, на распределение поставщиков в поставках Вашей компании, на логистические затраты при доставке товаров и сырья до потребителей и другие аспекты Supply Chain Management.

Именно ответом на вопрос «Что если?», Вы можете найти дополнительные внутренние ресурсы для сокращения затрат (если считаете, что достаточно глубоко проработали вопрос скидок и торгов). И это могут быть не 2-5$/единицу продукции, а гораздо более крупные суммы, которые, раньше могли не видеть, так как не рассматривали альтернативные варианты бизнес-процессов.

Возвращаясь к теме, хотел бы отметить, что о необходимости нахождения ответа в формате «What if?» написано крайне мало.

Задавать его начинаешь с опытом работы в сфере Supply Chain Management, а ответы находить еще позже.

Построение симуляционных моделей цепи поставок от закупки сырья, материалов до доставки товаров потребителям, является задачей непростой и нетривиальной. Решение и ответ на этот вопрос требуют глубокого знания процессов Supply Chain как своей компании, так и процессов основных поставщиков/потребителей, с тем чтобы все основные условия и параметры можно было закладывать в расчет альтернативных моделей.

Несмотря на всю сложность и трудоемкость процесса, мы настоятельно советуем, даже исходя из стратегических целей, подобного рода моделирование производить минимум раз в квартал или полгода.

Это поможет Вам трезво оценить и ответить на следующие вопросы, которые помогут оптимизировать процессы Supply Chain Management Вашей организации:
— У того ли поставщика мы покупаем?
— Тот ли объем товаров мы покупаем у конкретного поставщика?
— Каким видом транспорта выгоднее везти?
— Как построить цепь поставок таким образом, чтобы свести к минимуму оборотный капитал, сократить остатки на складах и перевести их на остатки в пути?
И другие вопросы, которые мы уверены начнут появляться, как снежный ком, стоит только начать процесс под названием «What if?». Эти изменения бесконечны, а значит всегда будет потенциал снизить, оптимизировать затраты и оборотный капитал.

 

3 comments

  1. Владислав

    Три первых вопроса задавали чистой воды коммерсанты, не имеющие никакого отношения к логистике в целом и к supply chain managment в частности. А вопросы, указанные в конце статьи, являются базовыми.

  2. Art

    Владислав, благодарю за интерес к Supplychains.ru. Я бы сказал, что скорее снабженцы. Коммерсанты как раз должны максимально емко понимать альтернативы и выбирать наиболее эффективные варианты.

  3. Владислав

    Возможно, но в моем понимании коммерсанты, которые максимально емко понимают альтернативы и эффективность, называются как раз логистами.