Сила Цепи Поставок = Сила Её Самого Слабого Звена

Ваша цепь поставок сильна ровно настолько, насколько сильно ее самое слабое звено. Теория ограничений систем Э. Голдратта работает в управлении цепями поставок: последняя история с 17,5 тысячами автомобилей Aston Martin, отозванными из-за использования некачественного материала их китайским поставщиком компонентов — яркое тому подтверждение.

imagesCASC27BK

Дабы не повторять «дорогих» ошибок, приведем несколько рекомендаций по построению наиболее рациональных, рентабельных, высокопроизводительных и конкурентоспособных цепей поставок.

Стратегический подход

В цепях поставок он приобретает очень важную роль. Стратегическими поставщики становятся благодаря своему местоположению, грамотному построению взаимоотношений с заказчиком или определенным характеристикам своих продуктов. Находить замену таким поставщикам бывает трудно. Палка о двух концах: с одной стороны хорошо иметь такого, с другой, через некоторое время он может начать давить на вас, применяя классический подход аутсорсинга в России.

Объединенные цепи поставок

Они встречаются все чаще и ведут, в том числе, к интеграции бизнес-систем. В результате, отказываться от таких поставщиков бывает очень трудно. Как пример, интеграция производителя лекарств и Coca-Cola.

Синхронизация 

Поставщики  должны синхронизировать свои бизнес операции со стратегиями цепи поставок заказчика. При разработке стратегий поставщики должны стремиться к разработке новых продуктов, а также к консолидации оборудования и закупки материалов, расширению и аутсорсингу по мере необходимости.

Прозрачность ценообразования

Заказчика интересует полная информация о себестоимости продуктов, он хочет играть в open-book. Он заинтересован в оптимизации расходов и ожидает от своих поставщиков прозрачности ценообразования – не в масштабах затрат на производство какого-то отдельного вида товара, а прозрачности, которая дает возможность эффективно управлять своей цепью поставок. Заказчик заинтересован в росте производительности поставщика, но не ценой повышения стоимости своих продуктов, а путем рационализации производства.

Инновации

Заказчик ждет от поставщика инновационных продуктов, новых возможностей для роста и более высокой скорости, а также сокращения количества звеньев в цепи поставок – всего того, что даст ему преимущества перед конкурентами. Долгосрочные деловые отношения между заказчиком и поставщиком также должны приводить к инновациям.

Вертикальное производство

Заказчики во всем мире стремятся к укреплению устойчивости своего бизнеса, понимая, что это сила цепи поставок, и все свое внимание сосредотачивают на основной его составляющей, отказываясь от вертикального производства.

Развитие и удержание персонала

Выявление и развитие потенциала среди персонала является еще одной большой задачей, с которой сталкиваются как поставщики, так и заказчики. Последние готовы инвестировать в рабочую силу. В результате, цены на обучение растут, так как в этом процессе постоянно появляются новые трудности. Так, с каждым новым поколением работников компаниям приходится осваивать новые принципы для их обучения, да и работы с ними в целом. При столь большом спросе на рабочие кадры компании сегодня вынуждены развивать и удерживать своих перспективных сотрудников.

Но в Китае, например, этот подход не будет работать, так как средний работник там меняет свою работу на более высокооплачиваемую каждые 2 года.

Зеленые технологии

С ростом популярности зеленых технологий компании-производители все интенсивней используют этот фактор для привлечения покупателей. Металл, произведенный без загрязнения окружающей среды, экологически чистая еда, квоты на выбросы, всё это начинает играть серьезную роль в сознании потребителей.

Стоимостная цепь

Еще одной прогнозируемой тенденцией является перенос дискуссии с плоскости цепи поставок в плоскость стоимостной цепи. В этом плане поставщики должны эффективно управлять собственными рисками и делать все возможное, чтобы не подвергать им своих заказчиков. Заказчики, в свою очередь, должны разработать действенные политики закупок и переговоров, а также стратегий и ИТ систем для управления цепью поставок.

Резюмируя, можно сказать, что в конце концов, поставщикам и заказчикам нужно выбирать – либо соперничать, либо сотрудничать. В России и странах СНГ все еще преобладает подход «войны» с поставщиками, все «отжимают цены», но в итоге ухудшается качество и страдает потребитель.

Может попробовать сотрудничать?