Интернет вещей в цепи поставок

Мир вокруг нас стремительно меняется, и любимая нами сфера управления цепями поставок оказалась очень восприимчива к инновациям. Какой бы тренд не анонсировали в сфере технологий: 3D-принтеры, дроны, искусственный интеллект, дополненная реальность, аналитика данных — профессионалы сразу же ищут его применение в закупках, транспортировке, управлении запасами. Все эти технологии помогают сделать продукт ближе к покупателю, а значит увеличивают его ценность, а иногда и стоимость.
Сегодня мы хотим вернуться к обсуждаемой всеми теме Интернет вещей в цепи поставок (англ. Internet of Things), о которой мы и ранее писали, и чуть глубже посмотреть на неё глазами менеджера по цепям поставок.

Немного из истории возникновения IoT

Термин Internet of Things (далее IoT) был придуман в 2009 году Кевином Эштоном, первопроходцем RFID технологии и соучредителем Центра автоидентификации (Auto-ID), который и создал глобальную систему для RFID. Простейшее определение термина «Интернет Вещей – это сеть физических объектов, встроенных в электронику, а также программное обеспечение b датчики имеющие сетевое подключение, что позволяет этим объектам собирать данные и обмениваться ими, часто используя для этого Интернет».

В то же время, мы нашли ещё одно определение заслуживающее внимания, оно предложено McKinsey. Они определяют устройства IoT как те, которые «могут контролировать свою среду, сообщать о своем статусе, получать инструкции и даже принимать меры на основе полученной ими информации». Это определение чуть шире, здесь уже не просто обмениваться данными, но и принимать меры – ДЕЙСТВОВАТЬ.

Сенсорная технология прошла длинный путь с момента появления в конце 90-х. От революционного RFID-тега, который позволил сканеру считывать информацию, встроенную в тег, для отслеживания товаров и запасов — до сегодняшнего дня, когда элементы могут сообщаться друг с другом, благодаря встроенным датчикам. Технология распространилась до уровня, когда база подключенных объектов достигла миллиардов, а аналитическое агентство Gartner дало оценку, что к 2020 году во всем мире будет более 26 миллиардов связанных «вещей».

Еще более впечатляющую оценку дала компания Frost & Sullivan. Они считают, что к 2020 году количество подключенных объектов составит более 50 миллиардов.

IoT обеспечивается огромным распространением широкополосного Интернета, Wifi и Bluetooth. Это также стало возможным, благодаря постоянной работе над уменьшением размера и растущей функциональности датчиков, необходимых для обеспечения устойчивой связи.

 

Как влияет IoT на операции с цепями поставок

Ежедневно в мире образуется огромное количество информации, которая лишь частично чем-то, либо кем-то фиксируется, а ещё меньшая её часть используется для повышения эффективности процессов.

Интернет вещей же старается определить ту полезную информацию, которая может быть «выхвачена» из общего массива постоянно образующихся данных и полезно использована в сочетании с новыми возможностями связи. И, поскольку IoT это всё ещё инновация, многие возможности для использования и обработки данных, наверное, еще даже не придуманы!

Этот тренд означает, что в ближайшее время будут постоянно продолжать  поступать множество новых приложений и услуг, так как поставщики технологий все чаще используют информацию, которую может предоставить глобальная «сеть вещей».

Мы все активно используем GPS, который позволяет отслеживать в реальном времени автомобили, грузовики, вещи и даже людей, посредством наших мобильных телефонов. Есть и датчики на чувствительных элементах инфраструктуры, таких как мосты, они предоставляют информацию об их текущем состоянии. Авиакомпании в он-лайн режиме анализируют состояние своего парка самолётов, и готовы ремонтировать их сразу же по приземлению, словно на пит-стопе Формула 1. Различные системы контроля могут идентифицировать и брак в производстве, с тем, чтобы не пустить его в дальнейший передел, не принести убытки и ущерб репутации. Теги, встроенные в контейнеры для продуктов, могут записывать и сообщаться данные о состоянии груза и даже колебаниях температуры внутри «коробки», что является важным условием для осуществления доставки качественной продукции.

 

Следим за движением груза с помощью технологии Интернет вещей

Одним из основных трендов, над которым сейчас, и в обозримом будущем, будут работать 3PL-операторы и грузоотправители – возможность в любую минуту знать где находится груз. От этого зависит качество сервиса для клиента, и если для нас с вами – это, например, желание получить подарок в заданные жёсткие временные рамки, чтобы успеть подарить, то для сектора B2B – жизненно важная необходимость.

Представьте завод, который остаётся без угля или руды и ему приходится гасить доменную печь. Или крупный магазин, где с утра нет молочных продуктов или хлеба для покупателей — придут ли они ещё раз в этот магазин за тем, чего там нет?

Эта технология действует у некоторых компаний и сейчас. Отслеживание трейлеров или контейнеров становится все более распространенным и привычным явлением, благодаря же последним технологическим достижениям уже можно отслеживать даже небольшие единицы товаров, такие как отдельные поддоны или даже биг-беги.

По данным аналитических агентств, количество активных устройств слежения, установленных в грузовых транспортных единицах, включая прицепы, грузовые контейнеры, ящики и поддоны, достигло 1,8 млн. в 2014 году. Ожидается, что к 2019 году их число достигнет 5,8 млн.

Пример:

Морская судоходная отрасль начала широкомасштабное отслеживание контейнеров в реальном времени. «Прежде всего лидер отрасли, Maersk Line, недавно объявили о начале реализации крупного проекта», — сказал Йохан Сванберг, старший аналитик Berg Insight. После нескольких лет пилотных проектов теперь подключено 290 000 рефрижераторных интермодальных контейнеров Maersk Line.

 

Интернет вещей и цепи поставок

Потенциал приложений IoT для цепи поставок огромен. Объекты, которые могут общаться между собой, дают новые возможности. Например, знать, где они находятся в любое время для состыковки и кросс-докинга или для минимизации упущенной прибыли и борьбы с эффектом хлыста.

Это также поможет отслеживанию отгрузки продукции поставщиком в реальном времени. Что означает, что вы можете с легкостью узнать, сколько и какой продукции находится в каждой точке цепи, будь это океан, трасса или полка магазина, а это значит, что у всегда есть понимание своих запасов, столь важных для эффективной работы цепи поставок.

Способность отслеживания может сочетаться и с повышением эффективности управления парка авто или флота морских судов. Это означает, что вы можете минимизировать порожний пробег, определить более эффективные маршруты для грузовых автомобилей, а также контролировать и оптимизировать расписание для погрузки и доставки с высокой точностью.

IoT в цепи поставок также будет способствовать лучшему контролю лишних передвижений, на примере  обработки товара: После получения заказа на конкретный груз, паллета с товаром «будет искать» ближайший погрузчик и сообщать на какой полке находится, тут можно получить ещё большую выгоду от сочетания с дронами-погрузчиками — это позволит повысить эффективность и исключить ненужную работу и простои. Давайте немного пофантазируем, что дрон-погрузчик сообщит фуре, когда подаст товар, а та «спросит» у морского контейнера, когда «отходит» его корабль и под это будет формировать отгрузку. Контейнеровоз «сообщит» о подходе порту, чтобы его быстро выгрузили и подогнали фуры для дальнейшей доставки груза. Мечта? Будущее? Настоящее?

 

Аккуратно, риски!

Несмотря на всю красоту и сказочность, футурологичность и некую гладкость картинки, стоит помнить, что Интернет вещей всё еще находится в зачаточном состоянии. В этой связи вы должны ответить себе на множество вопросов, перед тем как принимать серьёзное решение и делать ставку на эту технологию.

Безопасность интернета вещей –  будет проблемой номер один. Поскольку Internet of Things «растет опасно быстрыми темпами», безопасность пользователей должна опережать рост этой технологии.

Во-первых, с таким количеством устройств (гаджетов/предметов – назовите как удобнее), которые постоянно общаются друг с другом, существует серьёзный риск потери конфиденциальной информации.

Появится способность отслеживать не только передвижения людей, но и состояние корпораций, основанное на объемах, которые они транспортируют, или даже  на том, что они транспортируют, и это должно рассматриваться как риск.

Во-вторых, с таким большим количеством потенциальных порталов в сети, на которые полагается корпоративное управление, есть вероятность, что кто-то, взломавший ваш умный тостер, может попасть оттуда и в ваши основные операционные системы.

Таким образом, для компаний, которые ищут возможности использовать приложения Интернета вещей, риск, связанный с безопасностью, обязателен к оценке. К сожалению, следует отметить, что не существует «серебряной пули», которая могла бы эффективно смягчить все возможные киберугрозы, но, возможно, протоколы, разработанные в течение последнего времени для решения других задач IT-безопасности, смогут быть столь же эффективными для Интернета вещей (надо будет еще решить вопросы, связанные с самими устройствами и ограничениями, которые они накладывают на это всё)?

Вторая проблема, как и для любой новой технологии, — это риск того, что она в конечном счете потерпит неудачу или будет быстро заменена более прорывной идеей. Чтобы технология работала «как часы», необходимы большие инвестиции, в том числе во всеобщую инфраструктуру. Это значит, что уже сейчас должна начаться всеобщая программа цифровизации. Но 100% уверенности в успехе технологии, кажется, пока нет ни у кого, ни у просвещенного Запада, ни у нас.

Для компаний, работающих в сфере управления цепями поставок, ситуация с постоянным давлением конкуренции и цель в виде контроля затрат вряд ли изменится. Нынешние тенденции ещё большего спроса на электронную коммерцию и сопутствующую ему важность быстрых и точных поставок, так важных для бизнеса и нас с вами, без сомнения, вынудят компании двигаться к новым технологиям .

Тем не менее, как показывает история последних технологических разработок, величайшее нововведение — то, что обязательно станет мировым лидером, — может так же быстро стать устаревшим. Достаточно взглянуть на несколько известных примеров из «корзины» истории: носители информации, новые технологии видео, войны игровых консолей, и, совсем близкое нам, — операционные системы для смартфонов. Почти каждый из нас может с болью вспомнить, что он выбрал технологию, которая быстро стала устаревшей, «благодаря» постоянной высокой конкуренции и новинкам. Но одно дело — потерять несколько десятков тысяч рублей на смартфоне, но когда дело доходит до выбора технологии, на которую ваша компания делает ставку и огромнейшие инвестиции, на которую будет полагаться для успеха своей цепи поставок, то вы вряд ли захотите просто ставить на удачу, как в казино.

Осмотрительность и осторожный взвешенный подход, поиск проверенной технологии и максимальное сокращение рисков, вот путь к IoT.

  

Как  выиграть цепям поставок от интернета вещей

Несмотря на то, что концепция существует примерно с 1999 года, она по-прежнему является очень «сырой» и быстро меняющейся совокупностью технологий и идей. Мы действительно не знаем, насколько серьезной революцией грозит нам Интернет вещей! Совершенно точно будет создаваться поток необработанных данных, которые должны быть преобразованы в полезную информацию.

Аналитика данных – хороший друг Интернета вещей. Они идут вместе, практически рука об руку, и выиграют те компании, кто сумеет взять лучшее от каждого из «друзей».

Ко всему прочему, можно ещё пофантазировать и предположить, что товары, которые доставили потребителю, будут продолжать предоставлять данные продавцу о том, как они используются, и когда они закончатся/испортятся и нужно будет доставить следующую партию –  это уже высокая точность прогнозирования.

Другими словами, это будут не просто «Большие данные» (Big Data), это ГИГАНТСКИЕ данные. На организацию — на самом деле на менеджера цепи поставок 🙂 – будут возложены обязанности найти способы отслеживания, хранения, анализа и эффективного использования этих данных.

Скорее всего, следующим технологическим бумом станут компании, пытающиеся заработать на IoT, разрабатывая приложения в самых различных областях, а «фишка» будет заключаться в том, чтобы выяснить, что действительно работает, что полезно и что вам действительно нужно, чтобы повысить эффективность вашей цепи поставок.

 

Мобильные устройства в цепях поставок IoT

Еще один способ извлечь максимальную выгоду уже сейчас – это начать использовать  технологии, имеющиеся у вас уже в данный момент, которые готовы к «атаке» данными.

Один из вариантов начать — мощный смартфон. Это устройство сильно изменило «поле игры» для управления цепями поставок. Уже сейчас есть множество приложений, которые включают в себя функциональность IoT.

В современных смартфонах встроено до 10 различных датчиков. Они могут определять местоположение, свет, температуру, распознавать образы, ускорение, голос, видео и многое другое. Эта способность фиксировать то, что происходит вокруг них, делает каждый из них серьезным источником данных.

Добавьте к этому способность передавать данные и активировать удаленные функции через Bluetooth и Near Field Communication (NFC), и получается, что «средний» смартфон — действительно мощный инструмент интернета вещей!

Фактически Apple iPhone 6 превышает в 3 раза вычислительную мощность суперкомпьютера 1985 Cray-2, золотого стандарта того времени.

Хотя системы слежения за автотранспортными средствами в течение последних нескольких десятилетий были неотъемлемой частью отрасли логистики, они были ограничены конкретным набором приложений, используемых в соответствующих автопарках. Смартфоны же теперь имеют возможность использовать новое поколение недорогих приложений, которыми пользуются все участники цепи поставок — будь то водители грузовиков или любой менеджер, занимающийся транспортировкой товаров.

 

Какие приложения можно найти для работы?

1)   Телефоны могут сканировать штрих-коды (QR-коды), что полезно для операций по сбору, упаковке и укладке на складе или в Распределительных Центрах.

2)  Сюрвейеры могут использовать камеру в смартфонах или планшетах, для фиксации расхождения в количестве груза и качестве транспорта, сообщать об этом всем соответствующим сторонам в режиме реального времени (on-line).

3) Водители грузовиков, прибывающие на загрузочные площадки распределительных центров, могут использовать те же типы приложений, которые обычно используются авиакомпаниями для ускорения регистрации пассажиров.

4)   Существуют приложения управления cортировочными станциями, которые позволяют распределительным центрам предоставлять постоянную обратную связь и указания водителям грузовиков о том, где и когда ставить свои машины под погрузку.

5)    Приложения также доступны для грузоотправителей, для найма перевозчиков, назначений встреч при приеме и обновления статуса отправки.

6)   Управление транспортом — еще одна область, где телефон может функционировать в качестве устройства слежения, отслеживая сигналы от объектов как поблизости, так и удаленно.

Важным условием успешного внедрения IoT-приложений является знание того, сколько затрат вы понесете. Поскольку все это так ново, есть несколько тестов для выявления контрольных показателей эффективных проектов, которых все еще так много и они находятся на в разных «весовых категориях».

До 2018 года Gartner прогнозирует: «доминирующей платформы — экосистемы Интернета вещей не будет.» IT-руководителям придется собирать решения от нескольких поставщиков и это довольно серьезная проблема, так как в большинстве решения непонятны и относительно незрелы. Стандарта Интернета вещей либо не существуют, либо он ещё не готов, и поставщики решений используют это «Эльдорадо» для продвижения своих собственных планов и точек зрения.

Так Gartner разбивает оценку проекта в Интернете вещей на ряд категорий, которые необходимо учитывать:

1) Конечные точки. «Конечные точки IoT представляют собой совокупность вещей (объекты реального мира) и некоторую аппаратуру и программное обеспечение, которое обнаруживает или вызывает изменение состояний этих вещей». В зависимости от внедрения может быть необходимо несколько или миллионы (множество) конечных точек, которые сильно различаются по сложности и жизненному циклу. Промышленные и корпоративные конечные точки часто устанавливаются по индивидуальному заказу и, следовательно, имеют более высокую стоимость.

2) Вспомогательная инфраструктура. Включает в себя серверные системы, серверы хостинговых платформ, системы хранения, управления базами данных и резервные копии.

3) Программное обеспечение. Стандартное пакетное программное обеспечение и пользовательские приложения.

4) Безопасность. Как отмечено выше, это сложная область и требует пристального внимания.

5) Дизайн и проектирование цепи.

6) Реализация. Развертывание и установка конечных точек может потребовать интенсивных усилий по логистике и, как следствие, высоких затрат.

7) Операционные расходы, включая повседневное управление, аппаратные и программные услуги, администрирование.

Как видно, необходимо выполнить большой объем работы, прежде чем вы сможете воспользоваться преимуществами проектов Интернета вещей для цепи поставок. Помните об опасностях, но принимайте во внимание и потенциальные преимущества, наблюдая за развитием этой технологии Интернет вещей в цепи поставок. Ясно одно, потенциал для повышения эффективности цепи поставок огромен. Правил игры нет, и поэтому любой из нас может поучаствовать в их становлении. Главное иметь своё видение. 

Не забывайте подписываться на нашу рассылку или страницу в Facebook и будете всегда в курсе самых интересных событий и трендов в сфере управления цепями поставок.